Рустам Гильфанов: «Стартап-питч, как начало большой игры»

03 февраля 16:40
Любой стартап начинает свое существование, основываясь на питч-сессии – постоянно нужно продавать собственные идеи. Сегодня известный инвестор и IT-бизнесмен Рустам Гильфанов поможет понять, каковы же идеальные правила питча.

Рустам Гильфанов: «Стартап-питч, как начало большой игры»
02.10.20 20:40    295  фото: INNOV.RU

Распространение питча в IT-культуре

Питчем называется процедура презентации стартапа перед потенциальными инвесторами. В сфере бизнеса данное понятие заимствовано из американского бейсбола, что означает подачу со стороны защищающейся команды (англ. «hitbypitch»). Так как в указанном виде спорта игрокам запрещено разговаривать, то питч выступает в качестве способа бессловесной коммуникации. С 40-х годов прошлого века в Америке метафору начали активно применять в продажах. Во второй половине ХХ века слово «питч» вошло в лексикон бизнесменов при выборе актуальных целей. В 90-е годы понятие применяли в значении, к которому человек очень сильно привык.

На сегодняшний день существует несколько известных питчей:

1. Napkinpitch – питч «на салфетке»

Стоит задача: донести за чашкой кофе до инвестора свою идею, применяя только ручку и салфетку.

2. Elevatorpitch – презентация, проводимая в лифте

Рассматривается презентация, время которой заняло бы одну поездку в лифте. Как правило, длится от 30 до 60 секунд.

3. Pitchdeck – презентация в классическом представлении

Развернутое выступление, презентация с применением мультимедийных устройств, в присутствии широкой аудитории.

«Важно понимать, что elevatorpitch и napkinpitch дают реальную возможность привлечь инвестора, заручиться его поддержкой. В то же время классический питч – это реальная, подготовленная в течение определенного времени презентация. Часто на такие подготовки уходит от месяца и более», – говорит Гильфанов.

Идеальный питч: как он выглядит

Если говорить о стандартном питче, то в нем предусматривается идея проекта, с детальным описанием проблемы, с решениями; представляются данные о рынке, на который будет продвигаться продукт; анализируются конкуренты. Прежде всего, презентуется команда, смета, планы на использование инвестиционных средств.

Как правило, в питче должно быть 20 слайдов, на показ которых требуется равное количество минут. Инвесторы больше всего интересуются слайдами о команде, о вопросах монетизации, а также о конкурентах.

Со своей стороны Р. Гильфанов рекомендует сперва презентовать идею в формате elevatorpitch. Только потом нужно переходить к деталям. «Попытайтесь сначала рассказать о собственной идее родственникам, соседям, – всего за 30 секунд. При этом оппонент должен понять, что вы хотите сделать. Это будет идеальной тренировкой перед ответственным выступлением», – дает совет Гильфанов.

Необходимо акцентировать внимание в презентации на успешном бизнес-опыте, на конкурентных преимуществах, которыми обладает проект. Но самое главное – объясните, почему вы интересуетесь поддержкой именно выбранных инвесторов. Как утверждает Рустам Гильфанов, нужно продемонстрировать черты, которыми не обладают проекты, имеющиеся в портфеле инвесторов.

«Важный момент наступает непосредственно после питчинга – обсуждение презентации. Необходимо максимально точно и лаконично отвечать на вопросы инвесторов, что также оказывает существенное воздействие на итоги мероприятия», – считает Гильфанов.

Соответственно, отыскать успешную идею для стартапа – сегодня мало. Питчинг решает многое, равно как и общение с потенциальными инвесторами. Составить питч поможет опыт авторов иных стартапов, инвесторов. Питч, как и в бейсболе – только начало игры.

Биографическая справка

Рустам Гильфанов – бизнесмен в сфере IT-технологий, сооснователь IT-компании. Принимает активное участие в международных инвестициях. Родился 6.01.1983 года в п. Басим, что в Пермской области. Мать Гильфанова – учительница, а отец – военный.

В начале 2006 года совместно с партнерами Р. Гильфанов открывает в столице Украины аутсорсинговую компанию, которая работает с IT-технологиями на международном уровне. На данный момент компания, в которой работает Гильфанов – один из крупнейших создателей ПО для маркетинга, сферы финансов и гейминга.

Не так давно бизнесмен прекратил операционную деятельность в рассматриваемой сфере; работает в сфере инвестирования в самые перспективе IT проекты. Как признается сам Гильфанов, ему важно работать над благотворительными проектами в Украине. Сегодня известны такие проекты, к которым приложил руку бизнесмен, как «Библиотеки Будущего», «LuckyBooks».