Инструменты кластерной политики в развитии инновационной экономики России (на примере отдельных особых экономических зон)

28 октября 15:22

Instruments of cluster politics in the development of Russian innovation economy (on the example of certain special economic zones)

УДК 332.1

17.02.2017
 

Выходные сведения:
Церцеил Ю.С., Коокуева В.В., Грызунова Н.В. Инструменты кластерной политики в развитии инновационной экономики России (на примере отдельных особых экономических зон) // ИТпортал, 2017. №1 (13). URL: http://itportal.ru/science/economy/instrumenty-klasternoy-politiki-v-r/

Авторы:
Церцеил Ю.С.1, Коокуева В.В.2, Грызунова Н.В.3
1-к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Российская Федерация (117997, Российская Федерация, г.Москва, Стремянный пер., 36), email: zerzeil8811@mail.ru
2- к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Российская Федерация (117997, Российская Федерация, г.Москва, Стремянный пер., 36), email: kookueva.vv@gmail.com
3- д.э.н., профессор кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Российская Федерация (117997, Российская Федерация, г.Москва, Стремянный пер., 36), email: nat-nnn@yandex.ru

Authors:
Tsertsel J.S.1 , KookuevaV.V.2 , Gryzunova N.V.3
1. Plekhanov Russian University of Economics, Financial Management Department, Moscow, Russian Federation, zerzeil8811@mail.ru
2.Plekhanov Russian University of Economics, Financial Management Department, Moscow, Russian Federation, kookueva.vv@gmail.com
3. Plekhanov Russian University of Economics, Financial Management Department, Moscow, Russian Federation, nat-nnn@yandex.ru

Ключевые слова:
экономическое развитие, инновационные кластеры, особые экономические зоны

Keyword:
economic development, innovation cluster, special economic zone

Аннотация: 
В общем виде кластерный подход предполагает наличие особого структурирования экономической системы: кластерного, смысл которого заключается в том, что экономическая система представляет собой особую комбинацию элементов, где ключевым является – ядро, в котором сосредоточены основные конкурентные преимущества, и поддерживающие отрасли, реализующие эти преимущества.

Инновационная деятельность предприятий и организаций на территории региональных кластеров на территории Российской Федерации осуществляется в рамках программ инновационного развития с участием государства по таким направлениям, как: реконструкция и модернизация основных средств (преимущественное направление финансирования), проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, увеличение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска. Повышению интенсивности инновационной деятельности предприятий и организаций на территории кластеров способствует наличие особых экономических зон промышленного назначения. В статье анализируются показатели эффективности особых экономических зон (ОЭЗ) промышленно-производственного и технико-внедренческого типа за весь период их функционирования.

Annotation: 
In general, the cluster approach requires a special structuring of the economic system: the cluster, the meaning of which is that the economic system is a particular combination of elements, where the key is — the kernel, which contains the bulk competitive advantages, and supporting industries, realizing these benefits.

Innovative activities of enterprises and organizations on the territory of regional clusters in the territory of the Russian Federation shall be exercised within the framework of innovative development programs with the participation of the state in areas such as reconstruction and modernization of fixed assets (preferential direction of funding), conducting research and development activities, the increase in the share of innovative products in the total output. Increase the intensity of innovation activities of enterprises and organizations in the cluster contributes to the presence of special economic zones for industrial use. The article analyzes the performance indicators of special economic zones, industrial production and technology development for the entire period of their operation.

Инструменты кластерной политики в развитии инновационной экономики России (на примере отдельных особых экономических зон)

1.                Introduction

Понятие  «интеллектуальный капитал» изначально возник от категории «человеческий капитал», начало использования которой было положено классиками политэкономии А. Смитом, Д. Миллем, В. Петти, утверждавшими существование влияния качества человеческого фактора на эффективность экономики. Изначально в работе А. Смита «Богатство народов» человеческий капитал понимается в качестве собирательной характеристики количественной и качественной человеческой способности к труду, выступающей в роли  важнейшего источника доходов и фактора роста эффективности труда. Основоположниками теории человеческого капитала считаются американские экономисты Т. Шульц и Г. Беккер. Т. Шульц сравнивает человека с материальным капиталом, используемым в производстве, отмечая, что человеческий капитал имеет признаки производительного характера, имеет свойство накапливаться и воспроизводиться на обновляемой основе. Он отмечает инвестиционный характер совершенствования человеческого характера.  Г. Беккер продолжает исследование Т. Шульца в более широком аспекте и выходит в своих исследованиях на макроэкономический уровень.
 
Концепция человеческого капитала в дальнейшем была развита такими учеными как И. Бен-Порет, М. Блауг, У.Боуэн, В. Вейсборд, Д. Кендрик, Я. Менгер, И. Фишер и др.

В настоящее время вопросами экономического инновационного развития территорий с участием интеллектуального капитала занимаются такие ученые, как: ArgoteL., ArrowK., BhattiW.A.,  CookeP., DavidsonC., DruckerP., EdvinssonL., FirerS., GordonI., HallBronwynH.,  McCannP., StewartT., WeberA.,  WilliamsS., ZaheerA. и другие.  
Проблемы и перспективы развития инновационно-территориальных кластеров, инструментов их поддержки на территории России отражены в работах российских ученых : Бабкина А.В., Валентея С.Д., Гагариной Г.Ю.,  Коокуевой В.В,  Новикова А.О., Сологубова Г.С., Николаева М.А., Овешниковой Л.В.,  Махотаева М.Ю., Шаминой Л.К., Сибирской Е.В., Соколовой А.А., Вертаковой Ю.В., Скворцова Е.Н., Церцеил Ю.С. и др. 

2. The model

Систематизация данных по особым экономическим зонам промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, их обработка по принадлежности к территории, кластерам представлена в следующей таблице. 
Таблица 1. Взаимосвязь особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типов и инновационно-территориальных кластеров в России.

Как мы видим из Таблицы 1, основная концентрация особых экономических зон и инновационно-территориальных кластеров просматривается в следующих федеральных округах: Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ. 
В таблице 2 обобщена информация о деятельности инновационных территориальных кластеров в разрезе федеральных округов. В Центральном федеральном округе наиболее заметны показатели по инновационным территориальным кластерам. Так, в Москве и Московской области представлены организации, относящиеся к кластеру биотехнологий, ядерно-физических и нанотехнологий, информационных технологий. Самые высокий объем финансирования из внебюджетных источников наблюдается в Московской области, г. Долгопрудный и г. Москва, г. Зеленоград.

Таблица 2.  Исходные данные о результатах деятельности инновационных территориальных кластеров в  РФ  на конец 2016 года нарастающим итогом 

(составлено авторами на основе информации, размещенной на сайте: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a5dcd004bf64bef858d9d77bb90350d/doklad_proekt.pdf?MOD=AJPERES)

В Северо-западном федеральном округе инновационно-кластерные территории представлены в г. Санкт-Петербурге и в Архангельской области. Объемы привлеченных средств и выделенных из бюджетов в данном округе невысокие. В приволжском федеральном округе наиболее широко представлены практически все виды инновационных территориальных кластеров. Самые высокие объемы привлеченных средств в химическом ИКТ в Республике Татарстан. В Уральском федеральном округе выделен один кластер – титановый в Свердловской области. В Сибирском федеральном округе также достаточно широкий перечень инновационно-территориальных кластеров. В Красноярском крае самые высокие объемы финансирования ИКТ инновационных технологий из федерального бюджета и привлеченных внебюджетных источников. В Дальневосточном федеральном округе можно выделить лишь один кластер – Икт авиастроения и судостроения – в Хабаровском крае. В остальных округах выделяется туристско-рекреационный кластер, который в полной мере не заработал. 

В таблице 3 нами систематизирована информация о видах конечной продукции, созданной на территории инновационно-территориальных кластеров в России. 

Таблица 3. Виды конечной продукции, созданной на территории ИКТ РФ.

(составлено авторами на основе информации, размещенной на сайте http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a5dcd004bf64bef858d9d77bb90350d/doklad_proekt.pdf?MOD=AJPERES)

На территории особых экономических зон реализуется исследовательская деятельность в области инноваций, преимущественно технологических, что обусловлено производственными процессами промышленных предприятий, расположенных на территории особой экономической зоны.

 
Рис. 1. Объем затрат на технологические инновации 2010-2015 гг., млн. руб.

На Рисунке 1 представлена динамика затрат на технологические инновации, осуществляемые на территории тех регионов, в которых присутствуют особые экономические зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа за период 2010-2015 гг. Как мы видим, на указанных территориях осуществляется деятельность по исследованиям и разработкам, направленным на оптимизацию производственного процесса на предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории особых экономических зон, внедрению технологических разработок с целью оптимизации производственных затрат (материальных, трудовых, общепроизводственных расходов). Эффективность разрабатываемых и внедряемых технологических инноваций показана на Рисунке 2.

Мы рассмотрели инновационную активность территорий, на которых расположены особые экономические зоны, и прилегающие к ним территории в  выделенных  федеральных округах: Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, г. Москва, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Оренбургская область, Саратовская область, Ульяновская область, что позволило  установить следующую зависимость:
 

Рисунок 2. Взаимосвязь затрат, осуществленных на создание и внедрение технологических инноваций, и объемов произведенной и реализованной инновационной продукции в 2015 году, млн. руб. 

В результате проведенного корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что между объемом затрат на технологические инновации (Х) и объемом отгруженной инновационной продукции существует тесная прямая связь. При этом коэффициент детерминации равен 0,87, что на 87% подтверждает адекватность проведенных расчетов. Получившееся уравнение линейной регрессии:

y = 3,82x – 1782,12                                                                                   (1)

Полученная зависимость интересна тем, что, как мы видим, создание и производство инновационной продукции невозможно без осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок как в сфере промышленности, так и в образовательной сфере (исследовательские институты, университеты и организации).

Заключение

В настоящее время на территории Российской Федерации созданы и функционируют особые экономические зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типов на территориях: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Томск, г. Липецк, Самарская область, Свердловская область, Республика Татарстан, Псковская область, Калужская область. В результате государственной поддержки инновационных территориальных кластеров должны быть достигнуты следующие целевые ориентиры развития инновационных кластеров в кратко- и среднесрочной перспективе.Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационные территориальные кластеры рассматриваются как эффективный механизм повышения конкурентоспособности территорий, эффективный способ организации совместной деятельности различных участников кластера на соответствующей территории. Политика Правительства по сужению перечня ИТК и ориентация на крупный частный бизнес может оправдана в связи необходимостью повышения эффективности использования бюджетных средств в условиях бюджетного дефицита. Несомненно, государственная поддержка и государственное регулирование развития инновационных территориальных кластеров необходима, однако нельзя недооценить роль частного бизнеса и внебюджетных источников. 

Библиографический список

1. Arrow, K. (2013). The nature and importance of innovation. Journal of technology and society winter. Princeton University Press: 91.
2.Dudin M.N., Frolova Е.Е., Gryzunova N.V., Shuvalova E.B.
THE DEMING CYCLE (PDCA) CONCEPT AS AN EFFICIENT TOOL FOR CONTINUOUS QUALITY IMPROVEMENT IN THE AGRIBUSINESS//
Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 1. С. 239-246.
3.Report on the results of operation of specific economic zones for 2015 and for the period from the beginning of the operation of specific economic zones [Electronic source]. — Access mode: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930 (Accessed date: 17.10.16).
4.Вишняков Я.Д., Волостнов Б.И., Киселева С.П., Поляков В.В. Совершенствование механизма стимулирования инновационного развития в области рационального природопользования и экологической безопасности\ Проблемы машиностроения и автоматизации. 2013. № 2. С. 3-9.
5.Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Универсальный подход к пониманию образования инновационных систем в информационном поле\Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 17. С. 118-124.
6.Годовой отчет ОЭЗ «Алабуга» за 2015 год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alabuga.ru/upload/iblock/538/1.1.-godovoy-otchet-2015.pdf (дата обращения: 17.10.16)
7.Годовые отчеты о деятельности особых экономических зон.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russez.ru/disclosure_information/oao_oez/godovie_otcheti/ (дата обращения: 17.10.16)
8. Грызунова Н.В. Налоговое планирование инвестиционной деятельности рыночных субъектов. В сборнике: Инновационная стратегия развития России в условиях глобализации мировой экономики2013. С. 264-267.
9.Грызунова Н.В. Создание ресурсосберегающих структур на базе НКО в энергетическом комплексе России// Современная наука. 2015. № 3. С. 10-17.
10.Грызунова Н.В. Управление финансами хозяйствующих субъектов: современные технологии кредитования рыночных субъектов в условиях дефицита ликвидности// Статистика и Экономика. 2014. № 6-2. С. 285-288.
11.Грызунова Н.В., Киселёва И.А.Управление денежными потоками предприятия и их оптимизация // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 7 (340). С. 119-130.
12. Дудин М.Н., Грызунова Н.В., Шувалова Е.Б. Пути оптимизации структуры финансовых ресурсов предприятия: управленческий аспект// Путеводитель предпринимателя. 2014. № 24. С. 261-272.
13.Киселева И.А. Методологические аспекты управления банковскими рисками / Финансовый менеджмент, М. – 2001. № 1. С. 13-26.
14.Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Аудит и финансовый анализ, № 1, М. – 2002, с.118-124.
15.Киселева И.А. Моделирование рисковых ситуаций. – Учебное пособие / Евразийский открытый институт, М., МЭСИ, 2011. 152 с.
16.Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182–185.
17. Коокуева В.В., Церцеил Ю.С.Оценка эффективности деятельности ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа// Фундаментальные исследования. 2016. № 11-1. С. 189-195.
18.Макейчева Д.А., Грызунова Н.В. Воздействие налоговой политики на факторы экономического роста в Российской Федерации./ В сборнике: Влияние науки на инновационное развитие Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 55-57.
19. Отчет «О проекте перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров». Министерство экономического развития РФ. Доступен по ссылке: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a5dcd004bf64bef858d9d77bb90350d/doklad_proekt.pdf?MOD=AJPERES
20.Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930 (дата обращения: 17.10.16)
21.Церцеил Ю.С., Коокуева В.В. Роль инновационных промышленных кластеров в развитии региональной экономики //Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 20. С. 2779-2796.

References

1. Arrow, K. (2013). The nature and importance of innovation. Journal of technology and society winter. Princeton University Press: 91.
2. Dudin M.N., E.E., Gryzunova N.V Frolova., Shuvalova E.B.
THE DEMING CYCLE (PDCA) CONCEPT AS AN EFFICIENT TOOL FOR CONTINUOUS QUALITY IMPROVEMENT IN THE AGRIBUSINESS//
Asian Social Science. 2015. T. 11. No. 1. Page 239-246.
3. Report on the results of operation of specific economic zones for 2015 and for the period from the beginning of the operation of specific economic zones [Electronic source]. — Access mode: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930 (Accessed date: 17.10.16).
4. Vishnyakov Ya. D., Volostnov B. I., Kiselyova S. P., Polyakov V. V. Improvement of the mechanism of stimulation of innovative development in the field of rational environmental management and ecological safety \Problem of mechanical engineering and automation. 2013. No. 2. Page 3-9.
5. Vishnyakov Ya. D., Kiselyova S. P. Universal approach to understanding of formation of innovative systems in an information field \the Bulletin of University (The state university of management). 2011. No. 17. Page 118-124.
6. The annual report of the Alabuga SEZ for 2015. [Electronic resource]. — Access mode: http://alabuga.ru/upload/iblock/538/1.1.-godovoy-otchet-2015.pdf (date of the address: 17.10.16)
7. Annual reports on activity of special economic zones. — [Electronic resource]. — Access mode: http://www.russez.ru/disclosure_information/oao_oez/godovie_otcheti/ (date of the address: 17.10.16)
8. Gryzunova N. V. Tax planning of investment activity market subjektov.In the collection: The innovative strategy of development for Russia in the conditions of globalization world ekonomiki2013. Page 264-267.
9. Gryzunova N. V. Creation of resource-saving structures on the basis of NPO in a power complex of Russia//Modern science. 2015. No. 3. Page 10-17.
10. Gryzunova N. V. Management of finance of economic entities: modern technologies of crediting of market subjects in the conditions of deficiency of liquidity//Statistics and Economy. 2014. No. 6-2. Page 285-288.
11. Gryzunov N. V., Kiselyov I.A.Upravleniye cash flows of the enterprise and their optimization//National interests: priorities and safety. 2016. No. 7 (340). Page 119-130.
12. Dudin M. N., Gryzunova N. V., Shuvalova E. B. Ways of optimization of structure of financial resources of the enterprise: administrative aspect//Guide of the businessman. 2014. No. 24. Page 261-272.
13. Kiselyova I. A. Methodological aspects of management of bank risks / Financial management, M. – 2001. No. 1. Page 13-26.
14. Kiselyova I. A. Modeling of assessment of risks in the course of adoption of bank decisions / Audit and the financial analysis, No. 1, M. – 2002, page 118-124.
15. Kiselyova I. A. Modeling of risk situations. – Manual / Euroasian open institute, M., MESI, 2011. 152 pages.
16. Kiselyova I. A., Tramova A. M. Risks at implementation of the innovative project in tourist branch//Audit and the financial analysis. 2012. No. 2. Page 182-185.
17. Kookuyeva V. V., Tsertseil Yu.S.Otsenka of efficiency of activity of the SEZ of industrial and production and technology development type//Basic researches. 2016. No. 11-1. Page 189-195.
18. Makeycheva D. A., Gryzunova N. V. Impact of tax policy on factors of economic growth in Russian Federatsii./In the collection: Influence of science on innovative development Collection of articles of the International scientific and practical conference. Editor-in-chief: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2016. Page 55-57.
19. The report «About the draft of the list of pilot programs of development of innovative territorial clusters». Ministry of Economic Development of the Russian Federation. It is available according to the reference: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a5dcd004bf64bef858d9d77bb90350d/doklad_proekt.pdf?MOD=AJPERES
20. The report on results of functioning of special economic zones for 2015 and from the beginning of functioning of special economic zones [An electronic resource]. — Access mode: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930 (date of the address: 17.10.16)
21. Tsertseil Yu. S., Kookuyeva V. V. Rol of innovative industrial clusters in development of regional economy//the Russian business. 2016. T. 17. No. 20. Page 2779-2796.