28.10.21 15:50 166 фото: INNOV.RU
Исследование уровня автоматизации российских банков было проведено экспертом в области анализа и интеллектуальной автоматизации корпоративных бизнес-процессов компанией «ЛАНИТ — Би Пи Эм» (входит в состав ГК ЛАНИТ) и аналитическим центром TAdviser. Участниками стали представители 50 российских банков, входящие в список топ-100. Данные исследования определили приоритетные для компаний отрасли разработки и продукты, объем инвестиций в ИТ-проекты, а также основные задачи цифровизации на ближайший год. Ключевые выводы исследования: * 52% опрошенных банков продемонстрировали рост бюджетов на автоматизацию; * в 2021 году крупнейшие банки планируют вложить в автоматизацию более 500 млн рублей; * 90% банков планируют использовать ИТ-решения для самообслуживания; * проблема нехватки ИТ-специалистов коснулась 74% банков; * 92% участников исследования автоматизировали свой бэк-офис; * больше всего автоматизацией оказались охвачены кредитные процессы малого (58%) и среднего бизнеса (54%). Как реализуются проекты по автоматизации бизнес-процессов в 2021 году В планы 68% опрошенных входит сохранение достигнутых темпов автоматизации в течение ближайшего года, а 30% банков рассчитывают их нарастить. При этом, следуя утвержденной стратегии, крупные банки продолжают реализовывать проекты по автоматизации. Банки среднего размера уменьшили число проектов. Причиной этого стал приоритет обеспечения кибербезопасности, непрерывности бизнеса и разработки дистанционных каналов предоставления услуг. Игорь Потоцкий, генеральный директор «ЛАНИТ — Би Пи Эм», утверждает, что пандемия стала основной причиной роста автоматизации и скорости внедрения инновационных цифровых продуктов. Существующий рост темпов автоматизации связан с тем, что российские банки выделяют этот процесс как приоритетную задачу. “Именно автоматизация становится все более значимым фактором, который позволяет компаниям становиться более конкурентоспособными”, — подвел итог Потоцкий. Изменение бюджетов банков на автоматизацию в 2021 По сравнению с данными предыдущих трех лет, в 2021 году у 44% банков наблюдается рост бюджетов на автоматизацию. 36% участников исследования не изменили размер выделяемых средств. Более 50% крупных банков инвестировали в автоматизацию свыше 500 млн руб. Причины запуска проектов по автоматизации бизнес-процессов Основная причина развития новых проектов по автоматизации в банках связана с растущими ожиданиями клиентов относительно качества сервисов и вариантов их доставки (88%). В необходимости предоставлять 100% банковских услуг онлайн уверены более 30% опрошенных. Также определяющим фактором стало увеличение скорости вывода на рынок новых продуктов в условиях стремительно растущей конкуренции. Сергей Русанов, член правления, руководитель ИТ-блока банка “Открытие” определил основной задачей банка уменьшение рутинных операций для сотрудников и клиентов через повышение степени автоматизации бизнес-процессов. “Это заполнение заявок на кредит из сканов предоставленных документов, внедрение чат-ботов, интеграция с ЕСИА и многое другое”, — объяснил Русанов. Какие ресурсы используют банки в проектах по автоматизации Более половины опрошенных организаций при реализации проектов автоматизации совмещают внутреннюю разработку и услуги внешних поставщиков. 18% делают приоритетным направлением инсорсинг, и 16% — аутсорсинг. 80% банков рассчитывают на предоставление внешним поставщиком ИТ-услуг технологической экспертизы высокого уровня. Приоритетные технологии С ростом количества накопленных данных банки чаще всего обращаются к технологиям BigData (81%) и разработкам на базе AI, ML (62%) для улучшения качества и скорости принимаемых решений. Также становятся актуальными такие ИТ-продукты, как микросервисы (76%), решения на базе искусственного интеллекта и машинного обучения (62%), RPA (50%). Виталий Лавринец, управляющий директор, руководитель управления клиентского счастья и монетизации Райффайзенбанка, рассказал о преимуществах автоматизации: “Наша цель — автоматизировать все процессы, чтобы дать лучший пользовательский опыт нашим клиентам: обеспечить удобство, скорость, отсутствие ошибок. Мы также хотим, чтобы наши сотрудники занимались творческими и интересными задачами, которые не подразумевают рутинных операций. Есть примеры, когда автоматизировать процесс на 100% не получается, и тогда ML используется для помощи в принятии решений”.
|