27.09.21 20:09 192 фото: INNOV.RU
После того, как в 2016 году группа компаний ЛАНИТ сделала комплаенс отдельным направлением, был образован комплаенс-комитет, главой которого был назначен президент компании Филипп Генс. В 2020 году группа столкнулась с необходимостью усиления комплаенс-функции. Для этого был расширен состав комитета и введена должность штатного комплаенс-офицера. В ближайшем будущем компания планирует вступление в Национальную ассоциацию комплаенс и Антикоррупционную хартию российского бизнеса. Развитие комплаенс-культуры в России находится на начальной стадии. Первыми игроками в сфере комплаенса стали инвестиционные и финансовые компании, фармацевтическая отрасль и медицина. Финансовый сектор оказался вынужден вводить комплаенс-функции в структуру организаций, компании из других областей подошли к этому процессу позже и более сознательно, принимая во внимание собственные потребности. Существует два основных фактора, определяющих развитие отечественной комплаенс-культуры. Первый фактор — законодательный. Федеральный закон “О противодействии коррупции” (ст. 13.3) заставил компании в обязательном порядке принимать меры по борьбе с коррупцией. Однако, не были учтены вероятные положительные или негативные последствия учреждения комплаенс-подразделений. Вторым фактором стало отсутствие стандартов обучения комплаенс специалистов. Российский ИТ-рынок можно условно разделить на несколько групп игроков. Это российские организации с иностранной материнской компанией, российские компании с акциями на иностранных биржах, и частные отечественные компании с российским собственником. Первая группа компаний вводила комплаенс-политику, полученную в готовом виде “сверху”. Компании имели наработки, базу и понимание процессов внедрения. Их основной задачей была адаптация опыта зарубежных коллег под особенности российского рынка. Управление процессами происходит из-за границы: российской комплаенс-командой руководит представитель иностранной материнской компании. Вторая категория компаний выстраивала комплаенс политику через привлечение консультантов, рассчитывая таким образом получить готовые решения. Стратегия объяснялась главной целью этих компаний — необходимостью выхода на международный листинг. И только после этого комплаенс-функции стали отвечать реальным нуждам и обстоятельствам. Руководство находится, как правило, в руках юристов или финансистов. Третья группа организаций пришла к пониманию необходимости комплаенса позже других, однако, более органично. С помощью комплаенс-политики компании выстраивают правильную коммуникацию с западными вендорами, поддерживают репутацию, а также “экономят на рисках”. Комплаенс-подразделение в таких компаниях объединяет комплаенс-инструменты в более организованную структуру, что усиливает их рычаги влияния. Комплаенс-функции компаний этой категории подчиняются совету директоров или собственнику компании. Развитие комплаенс-культуры в России заключается, в том числе, в переходе от традиционных форм работы к новым. Так, DLP-системы, использовавшиеся ранее только службами безопасности, объединились с технологиями e-discovery. Итогом этого стали современные комплаенс-решения — e-compliance. Кроме анализа большого массива данных и выявления уже допущенных нарушений, данные системы имеют возможность проводить мониторинг в режиме реального времени, тем самым предотвращая потенциальные правонарушения. Комплаенс объединяет в себе методы работы службы безопасности, внутреннего контроля, юридической службы и кадрового подразделения. О положительных изменениях в группе компаний ЛАНИТ рассказала Татьяна Журба, комплаенс-офицер ЛАНИТ: “Мы полностью актуализировали все комплаенс-документы, обучающие материалы. На корпоративной обучающей платформе запустили обновленный базовый курс по комплаенс – это видеокурс от первого лица, основанный на кейсах. В съемках курса приняли участие как профессиональные актеры, так и наши сотрудники, что вызвало к нему повышенный интерес. Мы получили много положительных отзывов о курсе: коллегам понравилась игровая форма подачи материала. Для сотрудников, которые занимаются продажами, проводим оффлайн-сессии с углубленным рассмотрением комплаенс-вопросов. Как молодая комплаенс-служба, сейчас мы движемся по тому пути, по которому идут многие, — к автоматизации отдельных комплаенс-процессов”. Развитие комплаенса в ИТ-сфере идет по пути автоматизации. Для этого компании будут стремиться создавать решения, которые позволят минимизировать человеческий фактор и повысить эффективность и надежность контроля.
|