Проблемы развития дистанционного и электронного образования в России
Problems of development of remote and electronic education in RussiaУДК 378.018.43 30.06.2017 Выходные сведения: Авторы: 1к.э.н., заместитель начальника отдела инноваций и научных мероприятий ФГОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, г. Москва, Стремянный пер.28, е-mail:barinova23@mail.ru Authors: 1k.ev., deputy head of the department of innovations and scientific events of the Federal State Educational Establishment of the Russian Economic University. GV Plekhanova, Moscow, Stremyanniy per.28, e-mail: barinova23@mail.ru Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению и анализу основных проблем в этой области. В тексте рассмотрены вопросы подготовки электронных пособий, мотивации преподавателей, уровня технической оснащённости в ВУзе. Автором предлагаются меры по улучшению ситуации и рассматриваются дальнейшие перспективы развития данной формы обучения в ВУЗе. Annotation: This article is devoted to the analysis and analysis of the main problems in this area. The text considers the issues of preparing electronic manuals, motivating teachers, the level of technical equipment in the university. The author suggests measures to improve the situation and considers further prospects for the development of this form of education in the University.
Введение На современном этапе развития общества информационные технологии проникли во все сферы жизни человека. Под влиянием глобализации компьютерные технологии внедрились в сферу образования, что способствовало развитию инновационных технологий, что в свою очередь привело к созданию электронных форм обучения [6, 11]. Вопросам развития электронного, дистанционного и смешанного образования в России посвящены работы многих отечественных авторов [2, 3, 8, 10, 11, 15, 17]. Исследователями рассмотрен широкий круг вопросов по проблемам и перспективам развития электронного обучения в России на различных ступенях образования. В данной статье автором проведён обзор научных материалов по проблемам электронного обучения, систематизированы основные проблемы и предложены предложения по развитию данного направления. Материал и методы Методологическую основу исследования составили научные статьи отечественных авторов и материалы из сети Интернет по изучаемому вопросу. Научный материал был исследован с помощью методов сравнительного и системного анализа, а также логического подхода. Результаты и обсуждения Основные понятия и определения в области электронного обучения определены в Федеральном законе об образовании № 273 от 29.12.2009г. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Под электронным обучением называется форма «организация образовательной деятельности с применением содержащихся в базах данных и используемой для реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [16]. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). ЭИОС представляет собой совокупность электронных информационных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение слушателями образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [15]: Основными средствами электронного обучения являются следующие : · учебники в электронном формате (в т.ч. справочники, методические указания и т.п.); · сетевые учебно-методические пособия; · учебные материалы в аудио-формате; · учебные материалы в видео-формате; · дистанционные лабораторные практикумы; · тренажёры с удалённым доступом; · электронные библиотеки с удалённым доступом [7]. Основным преимуществом электронного обучения является доступная информационная база учебного материала, которую можно использовать неоднократно, а также возможность её применения в любое время и в любом месте при наличии сети Интернет. Электронное обучение предполагает большой объём самостоятельной работы студентов. В этой связи, возникает необходимость организации контроля каждого модуля. Доступ к контрольным элементам курса открывается по графику, в то время как обучающие элементы курса открыты постоянно. Данная система удобна тем, что позволяет преподавателю контролировать успеваемость студентов, а обучающимся оценивать уровень своей подготовки по изучаемому курсу, что повышает уровень их мотивации [12]. Кроме того, данная форма обучения предполагает учёт индивидуальных потребностей обучающихся, что также повышает интерес к обучению [5]. В начале XXI века многие педагоги выступали против дистанционного образования. Как указывают некоторые авторы, отношение педагогов к дистанционному и электронному обучению значительно отличается: кто-то относится к этому отрицательно, считая, что оно не может заменить традиционный процесс, кто-то считает, что это одно из последних достижений в образовании [1, 13]. Исследования, проведённые в период 2012-2016 гг. в Казанском национальном технологическом университете, основанные на анализе 100 анкет преподавателей, выявили тот факт, что развитие электронного и дистанционного образования в России проходит с большими трудностями. Результаты анкетирования выявили отрицательное отношение преподавателей к утверждениям «в России обеспечен бесплатный доступ к большинству баз данных и электронных библиотек», «существуют дисциплины, которые лучше бы изучать дистанционно», «дистанционное обучение может сформировать такого же компетентного специалиста, как и традиционное, использующее информационные технологии» [4, 21]. Кроме того, оплата разработки электронных материалов преподавателям часто не проводится, что вызывает сильное напряжение в педагогической среде. Можно сказать, что на сегодняшний день не удалось убедить педагогическую общественность в необходимости активизации усилий по развитию дистанционной формы обучения [13, 19, 20]. Стоит согласиться с мнением К.А. Синдеевой, М.И. Лебединской, что электронное и дистанционное обучение должно стать органической частью учебного процесса в ВУЗе, а не его полной заменой [13]. Автор данной статьи также считает, что в условиях моральной неготовности педагогического сообщества к внедрению дистанционного образования, не следует полностью заменять традиционную форму преподавания на электронную, так как может произойти снижение качества подготовки выпускников. Много вопросов вызывает также качество предлагаемых пользователям учебных ресурсов и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, реализующего данные программы обучения. Уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, который должен осуществлять работу с современными средствами связи, а также качество электронных ресурсов (видео-лекций, тестов, электронных учебников и т.д.) должен быть достаточно высоким, но на данный момент значительное количество педагогов в ВУЗах не обладают достаточными компетенциями в этой области. Для успешной реализации данных программ обучения преподаватели должны чётко представлять себе технологические возможности применения средств обучения, а обучающиеся должны иметь подробные инструкции по их использованию по данному курсу. Как отмечает в своей работе А.В. Хуторской, планирование и подготовка учебных курсов при использовании электронного образования требует от преподавателя гораздо больше усилий, чем при других формах преподавания [18]. При разработке электронных курсов необходимо учитывать наличие в программе чётко прописанных методик применения конкретных информационных средств обучения [10, 14]. Также очень важно отдавать предпочтение электронным материалам, которые автоматически оценивают работу студентов. Данная возможность может быть реализована на платформе Moodle. Негативным фактором развития данных форм образования в России является отсутствие единого методологического подхода к созданию электронных курсов. В результате реформирования системы образования и науки в России были упразднены научно-исследовательские и научно-методические советы по изучению и систематизации дидактики в области дистанционного образования. Исследователи К.А. Синдеева, М.И. Лебединская считают, что необходимо создать единый центр дидактики дистанционного обучения, обобщающий весь имеющийся научный задел по данному вопросу [13]. Как отмечалось выше, для реализации дистанционного обучения в ВУЗе необходимо наличие электронных ресурсов и возможностей для их использования. Другими словами, электронные программы обучения не просто должны быть грамотно созданы, необходимо иметь возможность их постоянной информационной поддержки (наличие IT-специалистов в штате учреждения). Таковы, по мнению автора данной статьи, основные проблемы развития электронного образования в России. В июне 2017 года глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал документ о выделении российским ВУЗам грантов на развитие онлайн-обучения в форме субсидий из федерального бюджета. За период 2017-2019 гг. на эти цели будет выделен 1 млрд. руб., в.ч. в 2017 году 400 млн. руб., а за период 2018-2019 гг. — 600 млн. руб. Данные гранты будут предоставлены ВУЗам на основании конкурсного отбора и направлены на следующие цели: · продвижение технологий онлайн-обучения; · разработку требований к навыкам в области онлайн-обучения; · повышение квалификации специалистов в данной области; · разработку предложений по нормативно-правовому обеспечению онлайн-обучения [9]. Выводы На современном этапе развития образования дистанционное образование рассматривается как основная форма образования будущего. Другими словами, электронное и дистанционное обучение является современной формой получения профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы слушателя и его специализацию. Для успешного развития электронного образования в России необходимо решить вышеперечисленные проблемы: · создать единый центр дидактики дистанционного обучения; · сформировать положительное отношение к данной форме обучения среди преподавателей; · определить формы и размеры стимулирования их деятельности по созданию электронных ресурсов; · провести необходимые мероприятия по повышению квалификации научно-педагогических кадров. Глобальной перспективой развития электронного обучения в России может стать формирование системы непрерывного образования, постоянное повышение квалификации кадров и возможности профессиональной переподготовки специалистов без отрыва от основной деятельности. Библиографический список 1.Буримская Д.В. Смешанное обучение в высшем образовании.// Информационное общество. 2016. № 1. с. 48-55. References 1. Boriska D. V. Blended learning in higher education. Information society. 2016. No. 1. pp. 48-55. |