Информационная инфраструктура инновационных агропроектов
Information infrastructure innovativeagricultural projectsУДК 338.51 12.01.2018 Выходные сведения: Авторы: Authors: Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Annotation:
Введение Современный период существования России представляет собой новую технологическую эпоху, обусловленную такими принципиальными изменениями, которые проникли буквально во все сферы жизни. Одной из таких сфер является сельское хозяйство, составляющее фундаментальную основу экономики любой страны. Сегодня в самом отдаленном уголке страны можно встретить коммуникационные технологии, которые распространяются с беспрецедентно высокой скоростью. Растет не только область применения электронных устройств, но также их скорость и вычислительная мощь. Технологии являются решающим фактором развития, они приносят обновления, инновации. Термин «инновация» появился в начале прошлого века. В научный оборот его вел ученый-экономист Йозеф Шумпетер. Он рассматривал предпринимателей-инноваторов как посредников между научными открытиями и их практическим применением. Важную роль при формировании инновационного климата сельских территорий, создания условий для привлечения инвестиций играют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Информационная поддержка инновационных процессов должна иметь комплексный характер и охватывать все стороны деятельности сельских жителей (от изучения научно-технической, патентной информации, экономического обоснования выбора технологий, оценки рыночного потенциала до поиска инвесторов, подбора персонала и сертификации новой продукции). Сегодня требуется масштабная информационная инфраструктура села. По мнению одного из теоретиков информационного общества М. Кательса, Россия сумеет войти в глобальную экономику, так как имеет образованное население, сильную научную базу, огромные запасы энергии и природных ресурсов, а также силу духа, не желающего терпеть статуса третьей державы. Информационные технологии определяют картину настоящего и в еще большей мере будут определять картину будущего. На наших глазах складывается новая общественно-экономическая структура, формируется новый хозяйственный механизм. Услуги ИКТ будут становится все доступнее, в том числе и по цене. Сельское сообщество станет еще более эффективнее, производительнее и креативнее. Сегодня реализуются основные меры государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет [1]. Это требует тесного взаимодействия государства, бизнеса и науки. Значимую роль в этом важном для страны вопросе играют инновационные агропроекты, которые реализуются агропродовольственными предприятиями. Хотя многое уже сделано, но гораздо большее предстоит. Существующая инфраструктура не обеспечивает в должной мере надежного и качественного информационного сопровождения [2]. Информационная инфраструктура в стране начала формироваться после второй мировой войны. Она известна как государственная система научной и технической информации, основными принципами работы которой были централизованная обработка информации и децентрализованное ее использование. Западные специалисты отмечали, что об успехе данной системы можно судить по информационному обеспечению исследований и разработок запуска первого искусственного спутника Земли. В этот период интенсивно формируется инфраструктура перспективных проектов. Начинается создание крупных информационных систем, автоматизация информационно-библиотечных процессов, начинают выходить подготовленные автоматизированным способом информационные журналы и указатели. В СССР был создан крупнейший информационный центр – Всесоюзный институт научной и технической информации. В 1958 году Постановлением Совета Министров СССР были созданы Государственные публичные научно-практические библиотеки [3]. Научные центры и сегодня несут значительную нагрузку в информационном обслуживании специалистов разных уровней и квалификации. Параллельно создается сеть отраслевых информационных центров, например, Информэлектро. В 1966 году начинает создаваться «Росинформресурс» (Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития). В основу его деятельности входило информационное сопровождение технического обновления производства. В организациях и предприятиях страны стали появляться вычислительные центры (Ил 1.). На международном уровне в рамках программы United Nations Information System in Science and Technology с 1967 года создаются и развиваются информационные системы, заложены основы телекоммуникационных сетей, появилось производство и распространение баз данных в автоматизированном режиме, многие из которых представлены службами удаленного доступа, такими как DIALOG, STN [5]. К концу прошлого века информационные продукты и услуги стали составной частью экономики. Центры информации стали служить основой для развития межгосударственного информационного обмена. Но, в процессе экономических преобразований ощутимый урон понесли вычислительные центры и сети информации в организациях [6]. Поэтому, важно сегодня обратить особое внимание на развитие информационной инфраструктуры инновационных агропроектов, как основу инновационного развития агропродовольственных предприятий и всей страны в целом.
Ил 1. Вычислительный центр в финансовой организации СССР. Закончив Пермский сельскохозяйственный институт в 1986 году, Латышева Анна Ивановна продолжила свой трудовой путь ведущим экономистом Вычислительного центра Пермской областной конторы Стройбанк СССР. 2017 год. Ростов-на-Дону. На Малой Родине пионера интеллектуальных технологий В.М. Глушкова — родине информационной инфраструктуры сельского хозяйства. Участники семинар-совещания «Инновационный проект – точка роста экономики села» Латышева А.И., Косенко О.К. «Господдержка, инвестиционные и кредитные ресурсы используются для развития агропромышленного комплекса на основе инноваций и самых перспективных научных достижений. Процесс технического и технологического переоснащении аграрных отраслей можно увидеть на примере агрофирмы «Целина», сочетающей традиции и инновации. И не только инновации в производство, но и инновации в человеческий капитал, применение инновационных методов управления сельскими территориями…» (Глава администрации Целинского района Б.Н. Сорокин). В монографии «Основы безбумажной информатики» еще в 1982 году академик В.М. Глушков отмечал, что «к началу XXI века в технически развитых странах основная масса информации будет храниться в безбумажном виде – в памяти ЭВМ, а человек, который не будет уметь пользоваться этой информацией, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать». Будучи талантливым экономистом, ученый в процессе работы над проектом ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система управления хозяйством; первая ступень – пункты сбора и первичной обработки информации, а также вычислительные центы предприятий, финансовых и исследовательских организаций; вторая ступень – концентрация основных вычислительных мощностей в несколько десятках крупных опорных центров с мощностью каждого центра порядка 1,5 млн. операций в секунду, эти центры должны быть расположены в местах наибольшей концентрации потоков экономической информации и обслуживать прилегающую к ним территорию; третья – главный вычислительный центр, осуществляющий оперативное руководство всей сетью вычислительных центров страны и непосредственно обслуживающий высшие правительственные органы) не только теоретически, но и практически изучил работу советской экономики, всех её отраслей и тысяч предприятий, видел все её достоинства и недостатки. Страна была плохо подготовлена к восприятию обработки экономической информации. Вина лежит как на экономистах, которые практически ничего не считали, так и на создателях ЭВМ. В результате создалось такое положение, что органы статистики были снабжены счетно-аналитическими машинами тридцатых годов, в агропродовольственных предприятиях еще пользовались счетами, а в странах Запада к тому времени они были полностью замененными на компьютеры. Американцы до 1965 года развивали как научные машины, так и экономические машины, которые затем соединились в машинах фирмы IBM. В СССР существовали только машины для научных расчетов. Неприятие ОГАС была стратегической ошибкой руководства страны, общества, так как создание ОГАС давало уникальную возможность объединить информационную и телекоммуникационную структуру в единую систему, позволявшую на новом научно-техническом уровне решать вопросы экономики, образования, здравоохранения, экологии, сделать доступными для всех интегральные банки данных и знаний по основным проблемам науки и техники, интегрироваться в международную информационную систему. Реализация ОГАС в годы жизни В.М. Глушкова могла бы вывести страну на новый уровень развития, соответствующий постиндустриальному обществу[4].
Объединение сетей на территории СССР и Запада началось 1982 году. Подключение по выделенному каналу связи тогда осуществил Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ), который обеспечил соединение со своими научными партнерами в Вене, ставшее информационным мостом между странами. Использовать информационные ресурсы начали коммерческие компании. В это время каждая страна строила свою сеть. Глобальная сеть (Internet) сформировалась как совокупность местных сетей. В Европе и России Internet появился как общественная инициатива местных ассоциаций пользователей Unix. В 1993 году более половины европейской клиентской базы Internet приходилось на Россию. Минсвязи не оказывал давления на пользователей сети. Страна не «таясь» строила коммерческий Internet. Информационный обмен стал технически и технологически независимым от государственных границ и воли чиновников [7]. Цель и методика исследования Объектом исследования статьи является информационная инфраструктура инновационных агропроектов, под которой автором понимается территориальная и отраслевая организационно-экономическая система информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Предметом исследования стали элементы информационной инфраструктуры, сложившиеся в Пермском крае к 2017 году, изучение которых велось с использованием системного подхода. Результаты и обсуждения Для развития инновационной деятельности сельских территорий необходимо решить ряд ключевых проблем, в том числе создание эффективной сельской инновационной системы, обеспечивающие активное использование результатов исследований и разработок [8, 9, 10]. Важным элементом этих систем является информационная составляющая, обладающая потенциалом, способным решать проблемы информационного обеспечения всех жизненных циклов инновационных агропроектов. Информационная инфраструктура играет важную роль в снижении риска при их реализации. Особой оценке подвергаются структуры высокотехнологичных проектов со значительными затратами на научные исследования и разработки. Применение информационно-коммуникационных технологий помогают снижать затраты на разработку, производство и коммерциализацию высокотехнологичной сельскохозяйственной продукции. Рост технологических возможностей информационного обеспечения приводит к созданию эффективной системы распространения знаний, которые становятся основным фактором экономического развития села [11, 12, 13]. В первую очередь это относится к инновационным агропроектам, где происходит генерация новых знаний и технологий, благодаря прорывным агропроектам создаются новые производства, товары и услуги. Деятельность, связанная с информацией, является стержнем инфраструктуры научных исследований. Серьезным препятствием в реализации инновационных агропроектов является неверное построение информационной инфраструктуры – основы, на которой находится инновационная деятельность агропродовольственного предприятия, сельской территории, региона, страны [14, 15, 16,]. Функциями информационных инфраструктуры инновационных агропроектов является: — информирующая, в рамках которой осуществляется права на информацию; -коммуникационная, обеспечивающая установление и поддержку связей между отдельными составляющими сельских территорий; реализация обратной связи при оценке эффективности информационного управления; -передача любой информации от любого пользователя к другому любому пользователю; -обеспечение оборота информации путем предоставления информационных услуг и проведения работ; -обеспечение потребностей в средствах информационной техники массовых классов, в первую очередь персональными компьютерами и периферийными устройствами; -создание широкой сети банков и баз данных; -создание локальных информационных сетей и опорных зон формирования информационной инфраструктуры и подключение их к глобальным информационным сетям; -поддержка и развитие информационных агротехнологий, технологий точного земледелия. Сложилась ситуация в сельской местности края, при которой увеличение финансовых средств, выделяемых для научных исследований и разработок, не всегда приводят к адекватному повышению экономического потенциала и эффективному хозяйствованию. В этой связи, интересны исследования ученых экономического факультета Пермского государственного аграрнотехнологического университета об экономической целесообразности агропроектов программы «У.М.Н.И.К.». Особое внимание было уделено венчурной стороне, что позволяет прийти к выводу о необходимости формирования специальных организационно-экономических механизмов информационной поддержки малых венчурных инновационных агропродовольственных предприятий края. Проблема должна решаться путем создания инфраструктуры поддерживающей инновационные процессы сельских территорий, венчурную деятельность и создания климата оптимального для развития малых форм в научно-технической сфере сельских территорий (дальнейшее развитие агротехнологического парка «Пермский», малых инновационных предприятий и цифровизация сельской экономики). Применение нового понятия «информационная инфраструктура инноваций» обусловлено рядом причин, главная из которых является, что развитие информационных и коммуникационных технологий достигло уровня, при которых стало возможным реально эффективно формировать информационную инфраструктуру сельских территорий, её материально-техническую базу [17, 18]. А также, возникла экономическая необходимость коммерциализации результатов научно-технических разработок и у нас на селе, создании механизмов доведения высоких технологий до конечного потребителя [19, 20, 21]. Таким образом, возникает потребность создавать глобальные научно-технические и информационные коммуникации в инновационной сфере сельских территорий. Научное сопровождение инновационных агропроектов, нацеленность их на постоянное пополнение информационных ресурсов, способствует развитию отечественной инновационной системы на основе современных информационных и коммуникационных технологий [22, 23]. Наверное, одним из первых применять программный продукт ИКТ начала бухгалтерия – автоматизация бухгалтерского учета. В настоящее время лидером программного обеспечения является «1С». Сейчас существует достаточно много учетных программных продуктов и решений, адаптированных для использования в агропродовольственных предприятиях различных размеров, типов и видов. Сегодня широко применяются информационные программы для управления бизнесом, они эффективно выполняют бюджетирование и планирование. Новые возможности появляются при внедрении ИКТ при управлении технологическим оборудованием, сельскохозяйственной техникой и технологическими процессами. Широкое распространение получило в растениеводстве. ТОЧНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — комплекс информационных технологий, используемых для управления технологическими процессами производства продукции растениеводства. При появлении спутниковых навигационных систем стал развиваться мониторинг работы сельскохозяйственной техники, дистанционный контроль за использованием производственных ресурсов [24, 25, 26]. Различные приборы от простых курсоуказателей до систем полного автопилотирования позволяют выполнять полевые работы с высокой точностью в любое время суток, увеличивая производительность техники, сокращая расход ресурсов и повышая качество работ. Не далеко то время, когда будут создаваться информационные площадки – программы, позволяющие аккумулировать всю информацию, поступающую от различных датчиков, систем в единый комплекс, который будет обеспечивать полную информационную поддержку принятия управленческих решений [27, 28, 29, 30]. В рамках реализации инновационных агропроектов планируется расширить доступ к отечественным баз данных, электронных библиотек и других информационных ресурсов. Процессы цифровизации сельского хозяйства и экономики России в целом будут вовлекаться в развитие совместных решений всех игроков в цепочке создания стоимости. В той или иной комбинации во взаимодействии друг с другом [31, 32]. Универсальным правилом агрегации больших данных является то, что чем больше данных собирается в одном месте, тем умнее становится система и тем ценнее информация может быть для потребителя. При условии, что применяются самые современные модели их обработки. Создание целостной системы информационного обеспечения инновационной деятельности сельских территорий позволит ускорить развитие инновационных процессов, привлечь необходимый объем инвестиционных ресурсов, ускорить технологическое обновление агропродовольственных предприятий [33, 34]. Выводы. Рекомендации Всесоюзная сельскохозяйственная перепись, которая проходила в 2016 году вскрыла проблемы развития сельской информационной инфраструктуры инновационных агропроектов. Почти на всех сельских территориях, а в «глубинке» особенно затруднен доступ субъектов агрорынка к ИКТ, непредсказуемость законодательной политики в сфере информационной инфраструктуры, отсутствие действенной общегосударственной координации реализации инновационных агропроектов. Информационное обеспечение инновационных агропроектов также может рассматриваться как совокупность законных, своевременных, эффективных, целенаправленных и защищенных процессов сбора, восприятия, хранения, переработки, передачи, предоставления, получения и использования информации как правового, так и экономического регулирования инновационной деятельности. Установка системы умного мониторинга позволит значительно повысить эффективность процесса управления инновационными агропроектами, минимизировать затраты, а также в режиме реального времени предотвращать неисправности. К этим процессам необходимо активнее привлекать телеком-операторов, компании интегрированных цифровых коммуникаций. Уже сегодня в сельской местности все больше стало появляется «цифровых клиентов», потребителей большого количество интернет-трафика для общения, покупок, оплаты товаров, продажи сельскохозяйственной продукции с помощью современных смартфонов и Internet. Появляются новые структуры инновационных агропроектов – IoT (интернет-вещь) и M2M (межмашинное взаимодействие). «Подключенные» устройства дают больше информации для грамотной реализации инновационных агропроектов. Это обеспечивает эффективность, экономию ресурсов, высокую скорость процессов и, как следствие преимущество над конкурентами. Эксперты аграрной отрасли подчеркивают перспективность развития ИКТ на сельских территориях России. Согласно ежегодному отчету Russia Internet of Things Market 2017-2021, интернет-вещи в сельской экономики страны будут расти в среднем на 20% в год. Будет появляться «умный» транспорт, сельхозтехника, дома, фермы, энергетика. Пермский край, страна располагает огромными запасами информационных ресурсов. Однако эти ресурсы слабо скоординированы, хранятся в разных структурах с разной ведомственной подчиненностью, имеют разные форматы, что затрудняет как информационный обмен, так и концентрацию информации для реализации агропроектов. Безусловно, что структуры и не ставили своей целью осуществление информационного обеспечения инноваций на всем жизненном цикле. Сегодня эти структуры вынуждены в рамках цифровизации страны разрабатывать новую концепцию информационного сопровождения инновационных агропроектов. Неразвитость их создает барьеры для коммерциализации разработок. На основе проведенных исследований рекомендуем государственное регулирование при формировании информационной инфраструктуры инновационных агропроектов следующее: -наращивать долю информационных технологий в сельской экономике, повышать интеллектуальную составляющую в труде; повышать роль инноваций в развитии сельских территорий; -обеспечить широкомасштабное использование ИКТ и Internet вещей в управлении развития сельских территорий; широко внедрять ИКТ в деятельность государственных учреждений и объединять ведомственные информационные системы в общую информационную системы информационного обмена между государственными учреждениями и физическими и юридическими лицами сельских территорий; — в области развития сельских территорий необходима система мер, направленная на ликвидацию «цифрового неравенства» жителей сел, обеспечение повсеместного и равномерного развития информационно-коммуникационных технологий, формирование платежеспособного спроса на услуги рынка информационных услуг в «глубинке». Программа Правительства Российской Федерации «Цифровая экономика России» формирует единую государственную политику в развитии информационной инфраструктуры инновационных агропроектов, обеспечение финансирования их, использования и распространения ИКТ за счет средств федерального бюджета, бюджета региона, сельских территорий, внебюджетных источников, разработка и принятие региональных целевых программ развития, организация взаимодействия и координация при разработке и реализации инновационных агропроектов и использования информационных, коммуникационных технологий в сельской местности. Библиографический список 1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017№1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» www.consultant.ru References 1. The government of the Russian Federation from 28.07.2017 No. 1632-R On approval of the program «Digital economy of the Russian Federation» www.consultant.ru |