Становление современного реинжиниринга бизнес-процессов промышленных предприятий, переход от функционального типа управления к процессному
The formation of the modern re-engineering of business processes of industrial enterprises, the transition from the functional control to the process typeУДК 338.45 27.09.2016 Выходные сведения: Авторы: Authors: Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Annotation:
Актуальность темы процессного подхода к управлению экономическими системами и реинжиниринга бизнес-процессов, как основной его составляющей, обусловлена современными тенденциями к становлению интеллектуально-информационной экономики и ростом влияния информатизации на общество в целом. Целью изучения хронологии становления реинжиниринга бизнес-процессов в рамках перехода к процессному типу управления является разработка методических рекомендаций по практическому использованию и внедрению данной технологии при унификации деловых процессов хозяйствующих субъектов с целью повышения эффективности их деятельности. В своей работе «Теория экономического развития» Йозеф Шумпетер отмечал, что внутреннюю логику экономических явлений на преднаучном интуитивном уровне люди понимали задолго до формирования экономики как самостоятельной науки [12]. При этом многие исследователи соотносят этот процесс с датой выхода в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» в 1776 году. В этой работе, уже на основе систематизации сложившихся к этому времени способов и методов организации хозяйства, был сформирован принцип, на котором и сейчас строится деятельность большинства современных предприятий. В соответствие с ним, происходит деление всех производственных процессов на элементарные операции, которые, в свою очередь, выполняются работником, который специализируется на исполнении данной конкретной функции. Проецируя данный принцип на предприятие в целом, выходит, что и система управления им строится по функциональному признаку с применением жесткой иерархичной структуры. В начале XX века Фредерик Тейлор, считающийся одним из основателей современной научной теории управления, в работе «Принципы научного менеджмента», обосновал принципы хронометража и нормирования узкоспециализированных операций, выполняемых отдельными работниками. Впоследствии, воплощение на практике пошагового выполнения производственного процесса было преобразовано в массовое конвейерное производство и распространение функциональной организационной структуры. Разбивка всего производственного процесса на мелкие звенья, применение такой узкоспециализированной функциональной направленности позволило снизить требования к квалификации рабочих, достаточно было научить их выполнять несколько простых действий. Становление понимания о процессуальности производственно- управленческих действий как объективной характеристики происходило в ходе эволюции первоначально сформировавшегося функционального типа организации и управления [4]. Так, Гаррингтон Эмерсон в своей работе «Двенадцать принципов производительности» обосновал необходимость стандартизации управленческой деятельности в виде моделей процессов управления, что стало важным этапом в развитии процессного принципа в унификации управленческих действий. К основоположникам процессного подхода в современном его понимании можно отнести таких исследователей, как Д. Джуран, В. Шухарт, Э. Деминг, обративших особое внимание на необходимость межфункционального управления при постоянном совершенствовании процессов. Впечатляющее развитие промышленности в XIX и XX веках в разных странах мира во многом было обусловлено достижениями организационной и управленческой мысли. Но в начале 90-ых годов XX века американец Майкл Хаммер в своей совместной с Джеймсом Чампи работе «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе» привлекли внимание всего мира к оборотной стороне идеи разбивки и поэлементного выполнения производственных процессов – отсутствие единого ответственного за весь организационный процесс [9]. В условиях усложнения производственных процессов, а так же повышения требований к качеству выпускаемой продукции, отсутствие ответственного за процесс в целом вело к росту материальных затрат и человеческих ресурсов на создание конечного продукта предприятия путем наращивания количества рабочих, выполняющих простейшие операции, при этом не понимающих конечной ценности производимой продукции. Предложенная Хаммером и Чампи концепция, помимо всего прочего, собрала в себе фундаментальный категорийно-терминологический аппарат прикладного характера [1]. Само понятие реинжиниринга относится к целому ряду экономических категорий, определяющих структурные преобразования в процессах управления производственными предприятиями. Сравнительную характеристику этих категорий можно провести, проранжировав их по ряду параметров (таблица 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика видов преобразования в процессах управления
Таким образом, под реинжинирингом бизнес-процессов принято понимать фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компании для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы [2]. Под бизнес-процессом, в свою очередь, понимают устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих по определенной технологии входы в выходы, представляющие ценность для последующего потребителя [11]. Концепция же самого реинжиниринга прошла несколько этапов в своем развитии [8]. В период 1990-1993гг. реинжиниринг скорее касался тактики осуществления бизнес-процессов, чем предусматривал глобальное перепроектирование и предполагал модернизацию небольшого количества основных процессов. К ней относятся такие программы усовершенствования, как функционально-стоимостный анализ, управление запасами по системе «точно — в срок», менедмент качества и прочие. Период 1994-1996гг. характеризуется, прежде всего, стратегическим подходом к реинжинирингу, акцентированием необходимости перепроектирования если не всех, то большинства процессов в рамках существующей бизнес-стратегии компании. В первую очередь изменениям подвергались такие элементы, как производственная стратегия, стратегия управления персоналом, маркетинговая стратегия. В период с 1996 г. подход к реинжинирингу бизнес-процессов осуществлялся с позиции глобальных целей предприятия. Этот подход обеспечил возможность непрерывного пересмотра и корректировки стратегии компании в соответствии с изменениями внешней среды, проектировать новые бизнес-процессы предназначенные удовлетворить изменяющиеся потребности наилучшим образом и в кратчайшие сроки. В настоящее время наступил период становления новых систем управления современными социально-экономическими системами, обусловленный развитием интеллектуально-информационной экономики [3]. Поэтому изучение и применение современной модели реинжиниринга бизнес-процессов является неотъемлемой частью стратегического планирования высшего менеджмента промышленных предприятий в текущих экономических условиях. Новейшие исследования как российских, так и зарубежных ученых в области процессного управления уделяют значительное внимание новым парадигмам систем управления, в частности, моделям взаимодействия «среда-система», организационному проектированию как основополагающему элементу построения динамических информационных систем. Современный реинжиниринг бизнес-процессов, как основополагающий элемент процессного подхода к управлению экономическими системами, в общем виде представляет собой структурированный алгоритм из следующих действий: — подробное описание документооборота, материальных, финансовых и информационных потоков; — выявление причинно-следственных связей и событий; — определение ответственных лиц и организационных структур; — разработка оптимальных моделей деятельности. Необходимо отметить, что процесс совершенствования и повышения эффективности разнообразных видов деятельности подчиняется универсальному современному управленческому принципу, а именно, пониманию процессуальности любого действия вне зависимости от его специфики. Усилия предприятия должны быть направлены на снижение издержек производства, в соответствии с этим следует определять принципы и методы выбора эффективных альтернатив [7]. Процессный и функциональный тип организации и управления, а также разные вариации их практической реализации, являются основными принципиальными подходами современного менеджмента организаций. Лишь последнее время в связи с возросшими требованиями к качеству функционирования производственных предприятий всю большую популярность обретает процессный подход, при том, что исторически долгое время доминировал функциональный тип организации и управления с преобладанием количественных характеристик над качественными. Сравнительная характеристика данных типов организации и управления промышленными предприятиями по основополагающим критериям представлена в таблице 2. Функциональный подход характеризуется управлением предприятием с разделением на структурные элементы по функциональному признаку [10]. Процессный подход подразумевает управление бизнес-процессами, как совокупностью видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [5].
Таблица 2. Сравнительная характеристика функционального и процессного подходов к управлению
По мнению авторов, необходимой и объективной реакцией современного менеджмента на рост темпа изменений в экономике, условиях конкуренции, а так же на усложнения в технике и технологиях является широкое внедрение методов процессного управления как элемента фундаментального перепроектирования и унификации деловых процессов [16,18]. На современном этапе развития информационного обеспечения на соответствующем рынке представлено значительное количество открытых средств, позволяющих организовать оперативный и качественный обмен информацией [13,14,17]. Ключевую роль в организации такого внутрифирменного документооборота играет автоматизированная учетная система предприятия, алгоритмы которой настроены в соответствие с организационной структурой предприятия. При этом автоматизированная система будет настолько точно отражать реальные показатели хозяйственной деятельности, насколько четко формализованы и соотнесены с организационной структурой бизнес-процессы каждого из подразделений предприятия. При таких обстоятельствах проблема разработки и формирования единой методики реинжинирингового проектирования представляет собой актуальную как методологическую, так и практическую проблему. Компания должна уделять должное внимание данному процессу, так как во многом именно от качества прогноза зависит ее состояние в будущем [6, 15]. По результатам анализа теоретических исследований в этой области было выявлено, что вопросы разработки, формирования и развития методологии системного реинжиниринга бизнес-процессов далеки от своего полного и всестороннего научно-теоретического обоснования. Библиографический список 1. Абдикеев Н.М., Данько Т.П., Ильдменов С.В., Киселев Д.А. Реинжиниринг бизнес-процессов. М., ЭКСМО, 2005г. References 1. Abdikeyev N.M., Danko T.P., Ildmenov S.V., Kiselev D.A. Business Process Reengineering. Moscow, Eksmo, 2005. |