К вопросу о принципах социальной политики в современной России
Towards the question of the principles of social policy in modern RussiaУДК 323 30.08.2016 Выходные сведения: Авторы: Authors: Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Annotation:
Современное общество вообще и российское в частности – общество неравных по своим возможностям организаций и индивидуумов. Равенство невозможно по самому широкому спектру причин: это и личные качественные особенности индивида, и дифференциация функций, и неравенство статусов, и собственность, и авторитет, и власть, и многое другое. Основным инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика. Социальная политика является составной частью внутренней политики, хотя в отдельных случаях можно говорить и о ее международных аспектах, в частности, в связи с процессами глобализации. Философская система взглядов на социальную политику исходит из того, что «все потребности человека выступают в социальной форме» [13, с.89]. Иначе говоря, социальная политика – это разновидность политической деятельности государства, направленная на удовлетворение потребностей граждан. С более прагматичной точки зрения, социальная политика является системой перераспределения ресурсов между различными слоями общества и поддержания некоммерческой социально-культурной сферы экономики. Общими декларируемыми целями социальной политики в любом государстве являются: обеспечение социальной стабильности; создание благоприятных условий, гарантирующих определенный доход и достойные условия жизни всем или абсолютному большинству членов общества; реализация их социальных возможностей и потребностей; поддержание равновесия в ресурсном обеспечении населения страны. Социальная политика в узком смысле, или собственно социальная политика, есть не что иное, как перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем [12, стр.7]. В современной России главным субъектом социальной политики, несомненно, является государство, которое и осуществляет социальную политику посредством законодательной, бюджетной и прочей деятельности. Конечно же, наряду с государством активную роль в социальной политике должны выполнять и иные субъекты – негосударственные. К основным из них можно отнести профессиональные союзы, политические партии, церковь, и общественные организации отдельных категорий граждан из числа социально уязвимых слоев населения. Однако, скорее всего, в силу сложившегося менталитета в России негосударственные субъекты политики, не играют в ней значимой роли, не являются самодостаточной силой, выражающей интересы различных слоев населения. Поэтому в основном, применительно к российским реалиям приходится говорить именно о государственной социальной политики. Социальная политика в России, которая представляет собой федеративное государство, также имеет свои особенности и в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере не всегда равномерно распределяются между федеральным уровнем, уровнем субъектов Федерации и муниципальным уровнем. Исходя из перечня субъектов, особенностей социально-экономического, политического и культурного развития страны социальная политика должна строиться на основе учета, с одной стороны, собственных возможностей граждан в решении их социальных проблем, а с другой – возможностей государства. Если политика государства недооценивает роль человека как субъекта решения своих жизненных проблем, то такая политика не является сильной социальной политикой и, как показывает практика, рано или поздно будет обречена на провал. Дело в том, что подобная политика обладает большим числом негативных последствий, к которым можно отнести социальное иждивенчество, стремление граждан взвалить на государство всю ответственность за свою жизнь, ослабление присущего природе человека инстинкта самосохранения. Однако не меньшую опасность для страны представляет собой и другая деформация политики, когда государство, по существу, игнорирует в той или иной форме свои социальное обязанности, оставляя людей наедине с их проблемами. В этом случае в обществе начинают господствовать силы центробежного характера. Следует отметить, что в социальной политике Российского государства наблюдаются черты деформации именно этого направления. Современная российская социальная политика характеризуется следующими чертами: – нацеленность предпринимаемых государством действий преимущественно на решение кризисных или предкризисных социальных ситуаций. Они в значительной мере ориентированы на смягчение социально-политического резонанса, обусловленного этими ситуациями; – вторичность социальной политики относительно экономики и социально-экономических процессов, в силу чего она напрямую зависит от финансовых и экономических ресурсов; – нацеленность на удержание существующей государственной власти, а потому преимущественная поддержка устойчивых социальных интересов классов, социальных групп и слоев, от которых зависит устойчивость власти; – зависимость от понимания сути и содержания реальной социальной политики лидерами государственной власти и государственными служащими; – относительно незначительная динамичность. Между тем, нам представляется, что в качестве основных положений, на которые необходимо ориентироваться при реализации социальной политики на современном этапе развития общества, следует рассматривать следующие: – реализм – опора властных структур на реальные возможности по созданию необходимых условий в целях удовлетворения жизненных потребностей людей; – открытость – недопустимость манипулирования социальной политикой в популистских целях; – опора на реальную информационную базу – властные структуры должны опираться на адекватную информацию о ситуации; – соответствие целям – отсутствие деформаций, связанных с бюрократизмом; – относительность – никакая социальная политика не может полностью удовлетворить в конкретный момент времени потребности каждого конкретного человека; – целостность – все звенья и направления государственной социальной политики взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы [12, стр.46]. Даже частичное отклонение от этих положений, а тем более – извращение их сущности, приводит к девиантным формам социальной политики. В идеале же система социальной политики должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Модель эффективной социальной политики должна интегрировать и реинтегрировать общественные связи и отношения, формировать новые социальные общности, обеспечивать реализацию социальных потребностей. Библиографический список 1. Аверин А. Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти : учебное пособие / А. Н. Аверин. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 128 с. References 1. Averin A. N. Social’naja politika federal’nyh organov gosudarstvennoj vlasti : uchebnoe posobie / A. N. Averin. — M.: Izd-vo RAGS, 2008. — 128 p. |