Инновации в области диагностического обеспечения автотранспортных средств

26 декабря 20:17

Innovations in the field of diagnostic maintenance vehicles

УДК 338.3

07.02.2014
 

Выходные сведения:
Боронин О.С. Инновации в области диагностического обеспечения автотранспортных средств // ИТпортал, 2014. №1 (1). URL: http://itportal.ru/science/economy/innovatsii-v-oblasti-diagnostichesk/

Авторы:
О.С. Боронин (к.э.н., доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
O.S. Boronin (PhD, associate Professor of NSTU n. a. R. E. Alekseev)

Ключевые слова:
контролепригодность, автотранспортные средства, бортовые системы, информационно-диагностические системы, эксплуатация автотранспортных средств

Keyword:
testability, vehicles, onboard systems, information diagnostic systems, maintenance of vehicles

Аннотация: 
Бортовые информационно-диагностические (далее бортовые) системы предназначены для автоматического контроля и регистрации работы, технического состояния, правильности технической эксплуатации автотранспортных средств и работоспособности водителя.

Annotation: 
On-board diagnostic information (the board) systems are designed to automatically monitor and record the work of a technical condition, the correct technical operation of vehicles and driver performance.

Инновации  в области диагностического обеспечения автотранспортных средств

Контролепригодность узлов, агрегатов и систем автотранспортных средств (далее АТС) закладывается при их проектировании инженером-конструктором. Разработанные средства, методы и алгоритмы должны позволять проводить процедуру диагностирования этих объектов на этапах производства и эксплуатации.

Одним из способов своевременного и достоверного контроля узлов, агрегатов и систем автомобиля является разработка и внедрение в конструкцию автомобиля элементов бортового диагностирования [1], позволяющих определять его техническое состояние в любых дорожных и климатических условиях.

Бортовые информационно-диагностические (далее бортовые) системы предназначены для автоматического контроля и регистрации работы, технического состояния, правильности технической эксплуатации автотранспортных средств и работоспособности водителя [2]. Обеспечивая подготовку информации для водителя и выдавая данные в накопитель, эти системы объединяют функции индикаторов и сигнализаторов приборной панели, маршрутного компьютера, эконометра, тахографа, указателя недопустимых режимов движения, своевременности проведения профилактического технического осмотра, анализатора состояния организма водителя и др. Результат для водителя — повышение качества и комфортности вождения, снижение (на 4–5 %) вероятности дорожных отказов и попадания в ДТП; для автовладельцев – повышение долговечности, топливной экономичности, безопасности АТС и получение объективных данных о работе водителей, что уменьшает удельные эксплуатационные затраты на 15–20%; для общества — возможность снижения на 2–4% транспортной аварийности из-за превышения безопасной скорости движения и неудовлетворительного технического состояния АТС [3, 4].

Таким образом, развитие бортового диагностирования сегодня является одним из самых необходимых и в то же время перспективных направлений повышения надежности автомобиля [5]. Однако преимущество – измерение и выдача результатов в реальном времени – влечет за собой и определенные трудности.

Во-первых, принципиальное отличие бортового контроля от испытаний на стенде заключается в невозможности входных контролируемых воздействий, поскольку диагностирование должно выполняться в динамике в реальных условиях эксплуатации. В частности, определение технического состояния указанных систем автомобиля в дорожных условиях существенно зависит от состояния комплекса «автомобиль-водитель-дорога», что затрудняет оценку их состояния [6].

Во-вторых, встроенные средства технического диагностирования требуют периодической обязательной калибровки.

В-третьих, нельзя забывать о таком потребительском свойстве автомобиля, как его стоимость: внедрение в конструкцию автомобиля дополнительно встроенных средств контроля технического состояния влечет обязательное удорожание автомобиля в целом [7, 8, 9].

Библиографический список

1. Игумнов А.А. Бортовые диагностические системы строительно-дорожных машин // В сборнике: Инновационные факторы развития Транссиба на современном этапе Международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию Сибирского государственного университета путей сообщения. 2012. С. 362-363.

2. Воробьев А.И., Изонов С.В., Пахомов С.Ю. Функциональная и физическая архитектуры бортового телематического модуля // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2013. № 1. С. 96-100.

3. Обозов А.А., Таричко В.И. Развитие методов и систем технического диагностирования ДВС // Двигателестроение. 2012. № 4. С. 30-34.

4. Макарова И.В., Беляев Э.И., Хабибуллин Р.Г. Повышение безотказности автомобильной техники путем интеллектуализации средств контроля ее технического состояния // Научные труды SWorld. 2013. Т. 3. № 4. С. 46-52.

5. Незнахина Е.Л., Корнилов Д.А., Веретенова М.С., Незнахин М.Е. Классификация ситуаций инновационной деятельности предприятия // Научное обозрение. 2012. № 2. С. 418-421.

6. Гриценко А.В. Концепция развития методов и средств диагностирования автомобилей // В сборнике: Достижения науки — агропромышленному производству LII Международная научно-техническая конференция. 2013. С. 42-49.

7. Сидорин Е.С., Хасанов Р.Х., Голованов В.С. Анализ влияния факторов на техническое состояние проводки электрооборудования легкового автомобиля // В сборнике: Прогрессивные технологии в транспортных системах Редколлегия: Щурин К.В. (отв. редактор), Любимов И.И. (отв. секретарь). 2013. С. 453-458.

8. Корнилов Д.А., Незнахин М.Е. Методика оценки потребительских характеристик автомобилей. теоретическая часть (часть 1) // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 845-848.

9. Корнилов Д.А., Коникова Г.А., Незнахин М.Е. Методика оценки потребительских характеристик автомобилей. Формирование дерева потребительских свойств (часть 2) // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-3 (41-3). С. 619-623.

References

1. Igumnov A.A. Bortovye diagnosticheskie sistemy stroitel’no-dorozhnyh mashin V sbornike: Innovacionnye faktory razvitija Transsiba na sovremennom jetape Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija, posvjashhennaja 80-letiju Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija. 2012. P. 362-363.

2. Vorob’ev A.I., Izonov P.V., Pahomov P.Ju. Funkcional’naja i fizicheskaja arhitektury bortovogo telematicheskogo modulja Vestnik Moskovskogo avtomobil’no-dorozhnogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (MADI). 2013. No 1. P. 96-100.

3. Obozov A.A., Tarichko V.I. Razvitie metodov i sistem tehnicheskogo diagnostirovanija DVS Dvigatelestroenie. 2012. No 4. P. 30-34.

4. Makarova I.V., Beljaev Je.I., Habibullin R.G. Povyshenie bezotkaznosti avtomobil’noj tehniki putem intellektualizacii sredstv kontrolja ee tehnicheskogo sostojanija Nauchnye trudy SWorld. 2013. T. 3. No 4. P. 46-52.

5. Neznahina E.L., Kornilov D.A., Veretenova M.P., Neznahin M.E. Klassifikacija situacij innovacionnoj dejatel’nosti predprijatija Nauchnoe obozrenie. 2012. No 2. P. 418-421.

6. Gricenko A.V. Koncepcija razvitija metodov i sredstv diagnostirovanija avtomobilej V sbornike: Dostizhenija nauki — agropromyshlennomu proizvodstvu LII Mezhdunarodnaja nauchno-tehnicheskaja konferencija. 2013. P. 42-49.

7. Sidorin E.P., Hasanov R.H., Golovanov V.P. Analiz vlijanija faktorov na tehnicheskoe sostojanie provodki jelektrooborudovanija legkovogo avtomobilja V sbornike: Progressivnye tehnologii v transportnyh sistemah Redkollegija: Shhurin K.V. (otv. redaktor), Ljubimov I.I. (otv. sekretar’). 2013. P. 453-458.

8. Kornilov D.A., Neznahin M.E. Metodika ocenki potrebitel’skih harakteristik avtomobilej. teoreticheskaja chast’ (chast’ 1) Jekonomika i predprinimatel’stvo. 2013. No 12-2 (41-2). P. 845-848.

9. Kornilov D.A., Konikova G.A., Neznahin M.E. Metodika ocenki potrebitel’skih harakteristik avtomobilej. Formirovanie dereva potrebitel’skih svojstv (chast’ 2) Jekonomika i predprinimatel’stvo. 2013. No 12-3 (41-3). P. 619-623.