Текущее состояние и перспективы развития маркетинговой деятельности ОАО «Газпром»
Current state and prospects of development marketing activity of JSC «Gazprom»УДК 39.138 30.09.2014 Выходные сведения: Авторы: Authors: Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Annotation:
ОАО «Газпром» является энергетической компанией мирового масштаба, ведущей свою деятельность по всей производственной цепочке – от добычи до сбыта не только газа, но и жидких углеводородов, а также производящей широкий спектр конечных продуктов [1]. Главной ресурсной базой и основным центром добычи газа остается Западная Сибирь и, в перспективе, полуостров Ямал. На лицензионных участках группы «Газпром» сосредоточено более 60% разведанных запасов газа России и около 17% мировых. Газовые ресурсы Востока России имеют сложный компонентный состав, высокое содержание гелия, наличие нефтяных оторочек и большого конденсатного фактора [2, 3]. Поэтому необходимо полное извлечение всех этих ценных компонентов и переработка в продукцию с высокой добавленной стоимостью. В конечном итоге необходимо не просто добывать газ, а организовывать на Востоке России комплекс газохимических предприятий и затем экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Необходимость в освоении новых месторождений диктуется ожидаемым ростом спроса на газ как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Значительный объем капитальных вложений «Газпрома» был направлен на реконструкцию и техническое перевооружение. В результате выполненных работ достигнута экономия топливного газа 276,1 млн м3 в год и получено снижение выбросов углекислого газа в атмосферу на 508 тыс. т в год, что само по себе является показателем эффективности работы «Газпрома». Основные итоги работы по видам деятельности, осуществляемым группой «Газпром»: 1. Реализация газа На внутреннем рынке группа «Газпрома» реализует более 50% продаваемого газа. По экспорту природного газа ОАО «Газпром» занимает первое место в мире. Экспорт осуществляется в 22 страны мира, «Газпром» обеспечивает около 25% мирового экспорта газа. 2. Реализация нефти, газового конденсата и продуктов переработки Доля внутреннего рынка в реализации нефти и газового конденсата группы «Газпром» составила 28,5%. Продажа жидких углеводородов осуществляется на основе долгосрочных договоров по рыночным ценам. Снижение объемов реализации сырой нефти на экспорт обусловлено перераспределением потока нефти в пользу переработки и поставок на внутренний рынок [4]. 3. Реализация продуктов переработки и нефтехимии В России продукты переработки включают автомобильные бензины, сжиженные углеводородные газы, серу и другие продукты переработки [5]. Практически весь произведенный гелий реализуется на внутреннем рынке. В структуре экспорта наибольший объем приходится на серу – 4,66 млн т. Около четверти выручки приходится на синтетические каучуки и полимеры. Для реализации продукции учреждены сбытовые организации в Казахстане и Таджикистане в связи с развитием рынка нефтепродуктов в Центральной Азии. 4. Электроэнергетика В 2007 г. получен контроль над Мосэнерго и приобретена доля в уставном капитале ТГК — 1. С 2006 г. осуществляются торговые операции по реализации электроэнергии в Великобритании, с 2007 г. в Германии и Франции. Планируется расширять присутствие группы «Газпром» на рынке электроэнергии в Нидерландах, Бельгии, Ирландии. На европейском рынке основной задачей Газпрома является сохранение лидирующих позиций, обеспечение надежного газоснабжения, получение доступа к конечным потребителям. Достичь этого необходимо развитием отношений с традиционными покупателями на основе долгосрочных контрактов, использованием новых форм торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж, разменных операций и разовых сделок [6]. Для реализации этого в 2007 г. подписан ряд долгосрочных контрактов на поставку газа с Германией, Швейцарией, Румынией, Чехией. Горизонт планирования в среднем составляет до 2030 г. включительно. С целью выхода на конечного потребителя созданы компании «Газпром Маркетинг энд Трейдинг» и «Газпром Маркетинг энд Трейдинг Франс», через них осуществляется спотовая торговля газом на торговых площадках Великобритании и Бельгии и, частично, в Нидерландах и Франции. Посредством выхода на рынок торговли разрешениями на выброс парниковых газов на европейских площадках проведены торговые операции по предложению потребителям связанных продуктов (газ-электроэнергия-разрешения на выброс парниковых газов). Одновременно заключен контракт с бразильской компанией на поставку сертификатов, разрешающих выброс парниковых газов. Для реализации стратегии географической диверсификации поставок газа осуществляется выход в сегмент торговли СПГ с охватом рынка сжиженного газа США, Великобритании, Южной Кореи, Японии, Индии, Мексики. Разработка Штокмановского месторождения позволит начать поставки СПГ в страны Атлантического бассейна и Европы [7, 8]. Для реализации стратегии выхода на рынок США и осуществления торговых операций, аренды транспортных и регазификационных мощностей и закупок СПГ учреждена компания «Газпром Маркетинг энд Трейдинг ЮЭс». На основании проведенного анализа можно сделать вывод о последовательном развитии Газпромом элементов комплекса маркетинга: товар, цена, распространение, продвижение. Целенаправленно проводится ассортиментная политика, предоставляя конечным потребителям не только сырье, но и продукты переработки. Одновременно расширяются маршруты поставок газа и приобретаются мощности по транспортировке. На основе долгосрочных контрактов регулируется процесс ценообразования и повышается надежность поставок газа. Ключевые направления развития маркетинговой деятельности ОАО «Газпром»: · сохранение достигнутых позиций на европейском и российском газовом рынке; · диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу; · повышение эффективности сбыта газа путем выхода на конечного потребителя и участия в сегменте производства электроэнергии; · географическая диверсификация путем выхода на рынки Северной Америки и стран Азиатско- Тихоокеанского региона; · выход в новые сегменты энергетического бизнеса, включая СИ,
Библиографический список 1. Зайцев А.Г. Роль структурных составляющих маркетинга в воспроизводственном процессе // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 1 (14). С. 7. 2. Хандамова Э.Ф. Маркетинговое коммуникационное поле предприятия // формирование и развитие / Краснодар, 2013. 3. Жуликова О.В. Концепция маркетинга как способ максимизации прибыли предприятия // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. 2013. № 46. С. 73-76. 4. Павлова Н.Ц. Развитие нефтегазового комплекса России: проблемы и перспективы налогового и тарифного регулирования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2 (23). С. 141-143. 5. Корнилов, Д.А Динамика стоимости корпорации как показатель устойчивого развития бизнеса /Д.А. Корнилов // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы». – Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. техн. ун-т.,2013. — С.259-269 (0,5/0,5 печ.л.) 6. Нестерова М.М., Марченко Т.И. Роль оценки конкурентов в процессе разработки маркетинговой стратегии // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 4. С. 197-199. 7. Петров И.И. Южный газовый коридор — эволюция стратегий и конкуренция проектов в условиях кризиса и рецессии. Часть 1 // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2012. № 4 (32). С. 44-53. 8. Корнилов Д.А. Вступление РФ в ВТО. Обзор с видом на Европу и перспективой на честную конкуренцию // Иннов: электронный научный журнал, 2013. №1 (14). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vstuplenie-rf-v-vto-obzor-s-vidom-na-evropu-i-perspektivoy-na-che/ References 1. Zajcev A.G. Rol’ strukturnyh sostavljajushhih marketinga v vosproizvodstvennom processe Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. No 1 (14). S. 7. 2. Handamova Je.F. Marketingovoe kommunikacionnoe pole predprijatija formirovanie i razvitie . Krasnodar, 2013. 3. Zhulikova O.V. Koncepcija marketinga kak sposob maksimizacii pribyli predprijatija Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta priborostroenija i informatiki. Serija: Social’no-jekonomicheskie nauki. 2013. No 46. S. 73-76. 4. Pavlova N.C. Razvitie neftegazovogo kompleksa Rossii: problemy i perspektivy nalogovogo i tarifnogo regulirovanija Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2013. No 2 (23). S. 141-143. 5. Kornilov, D.A Dinamika stoimosti korporacii kak pokazatel’ ustojchivogo razvitija biznesa .D.A. Kornilov Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Jekonomicheskaja bezopasnost’ Rossii: problemy i perspektivy». – N.Novgorod: Izd-vo Nizhegorod. gos. tehn. un-t.,2013. — S.259-269 (0,5.0,5 pech.l.) 6. Nesterova M.M., Marchenko T.I. Rol’ ocenki konkurentov v processe razrabotki marketingovoj strategii Jekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy. 2013. No 4. S. 197-199. 7. Petrov I.I. Juzhnyj gazovyj koridor — jevoljucija strategij i konkurencija proektov v uslovijah krizisa i recessii. Chast’ 1 Truboprovodnyj transport: teorija i praktika. 2012. No 4 (32). S. 44-53. 8. Kornilov D.A. Vstuplenie RF v VTO. Obzor s vidom na Evropu i perspektivoj na chestnuju konkurenciju Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. No 1 (14). URL: http: www.innov.ru.science.economy.vstuplenie-rf-v-vto-obzor-s-vidom-na-evropu-i-perspektivoy-na-che. |