Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России и решение актуальных вопросов отрасли
The reform of housing and communal services in Russia and the solution of topical issues of the industryУДК 332.055 26.05.2016 Выходные сведения: Авторы: Authors: Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Annotation:
Как вы вероятно помните, в начале 1992 года был принят документ, определяющий собственность жилого помещения в вещественном выражении и вводил понятие собственника квартиры. Так вот, с этого момента началось переустройство в Российской Федерации раздела сферы услуг – жилищно-коммунального хозяйства. В законе о приватизации вводился новый в понимании граждан правовой термин — право на получение в собственность жилых помещений, в которых они проживали. Гражданин, приватизировавший свою жилую площадь, получал право на совершение с ней любых юридических действий. Свою жилую площадь, приватизированную, то есть находящуюся уже в личной собственности, он мог менять, сдавать в аренду, продавать, покупать иную, дарить, наследовать, сдавать в залог и совершать другие правовые действия, такие же, как и с любой другой вещью. Несмотря на то, что законом были определены вещественные права на занимаемые жилые помещения, ничего не было сказано о техническом обслуживании жилого фонда. Не было определено понятие общедомового имущества, так же не было точного определения структуры ответственности. Вопросы надлежащего поддержания санитарно-технического состояния квартир, имущества многоквартирного дома находились в неопределенном состоянии [3]. Будет не лишне напомнить, что в период 90-х годов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства действовала отлаженная годами, устоявшаяся в сознании граждан советская система взаимоотношений. Сложившаяся система обслуживания жилого фонда изначально предполагала получение финансовых дотаций из казны государства на поддержание надлежащего состояния жилого фонда, проведение технического обслуживания и ремонта. Указанные вопросы в то время никак не решались, руководители предприятий жилищно-коммунального хозяйства действовали в данных условиях как говориться на свой страх и риск [2]. Такая ситуация продолжалась до 1997 года, когда наконец-то вспомнили о системе жилищно-коммунального хозяйства и что начав реформирование отрасли не были определены основные и существенные моменты возникших взаимоотношений. О том, что вопрос перехода жилого фонда в частные руки ломает уровень сложившихся взаимоотношений и как следствие, возникает совершенно иной уровень восприятия новых положений. В 1997 году вышел долгожданный Указ Президента Российской Федерации, в котором была определена концепция проведения реформы в отрасли и определены этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Документом определялись три этапа проведения реформы. Кратко рассмотрим эти этапы. В соответствии с положениями документа первый этап реформирования давал определение и разграничивал функции собственников помещений и обслуживающей жилой фонд организации (напоминаю, что жилой фонд определялся терминами государственный и муниципальный). В этот период необходимо было определиться и перейти на уровень частных, самостоятельных в финансовом плане, обслуживающих жилой фонд, организаций. В период прохождения первого этапа должны были возникнуть договорно-правовые отношения в отрасли, что и давало возможность получить финансовую самостоятельность, независимость от государственных дотаций, организациям, обслуживающим жилой фонд. Прохождение второго этапа должно было способствовать возникновению рыночных взаимоотношений, включая и оплату на содержание жилого помещения. Третий этап реформирования предполагал осуществление мероприятий по внедрению системы учета потребляемых ресурсов. Эта задача должна была решаться с помощью развития системы установки приборов учета как индивидуальных, так и приборов учета общего назначения (общедомовых приборов учета). В системе жилищно-коммунального хозяйства необходимо было выделить и четко определить три новых вида сторон, участников рынка [10, 11]. Это собственник помещений, управляющая организация и подрядная организация, между которыми необходимо было выстроить логически понятную структуру договорных взаимоотношений. Предполагалось, что этот этап будет пройден в течение 2000-2003 годов. Но вернемся несколько назад и рассмотрим рыночные взаимоотношения и их появление в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Возникновение рыночных взаимоотношений в отрасли наряду с правом собственности, правом владения жилым помещением должно было и определять понятие ответственности собственника помещений, его обязанность по содержанию собственности. Именно обязанность по содержанию личной собственности дало большую самостоятельность, реальное право владения ей и право на ее улучшение, что в конечном итоге привело к полной независимости от государства и позволило варьировать стоимостью имущества, отталкиваясь от рыночных, свободных цен. Указанные действия дали намного большую самостоятельность собственнику в принятии решений и благоприятно отразились на формировании рынка недвижимости в России [8, 13]. Положительными последствиями учета коммунальных ресурсов стало и понятие собственником помещений более прозрачного и понятного формирования оплаты за потребленные коммунальные услуги. Если ранее он оплачивал все расходы и потери, то после установки приборов учета коммунальных услуг собственник стал оплачивать только им потребленные ресурсы, что способствовало росту положительных факторов отношения к реформе жилищно-коммунального хозяйства. Все становилось прозрачно и понятно – платишь только за то, что потребляешь. Анализ ситуации Далее мы разберемся с Вами с причинами по которым отрасль жилищно-коммунального хозяйства перед реформированием оказалась в таком плачевном состоянии. В первую очередь это связано с последствиями массовой застройки жилыми домами, которая происходила в период приблизительно от начала шестидесятых и по восьмидесятые включительно [9, 12]. Помните лозунги того времени — каждой семье трудящихся по квартире. Но несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, строительная отрасль выдавала каждый год многие миллионы квадратных метров низкокачественного жилья. Вопрос качества, экономичности стоял в те годы на последнем месте. Это привело к тому, что последствия такой застройки до сих пор невозможно полностью устранить (мы это с Вами наблюдаем по неисчезающим, пятиэтажным «хрущевкам»). Эта же ситуация характерна и для сельского хозяйства [7, 8]. Учет потребленных ресурсов выявил довольно плачевную ситуацию. Дополнительно можно отметить, что в период перед реформированием из-за того, что рынок недвижимости в стране не был сформирован, механизма привлечения инвестиций, как свободного финансового потока в отрасль, не существовало [5]. Выход из сложившейся ситуации Несмотря на тяжелую ситуацию, реформирование продолжалось. Это можно было видеть в положениях новой редакции Жилищного кодекса Российской Федерации, который был принят в 2005 году. В новой редакции были отчетливо определена структура жилищно-коммунального хозяйства, взаимоотношения участников жилищных отношений. Но вопрос, связанный с большим износом жилищного фонда, оказался неподъемным для отрасли. В целях оказания поддержки в этом вопросе и для финансирования проведения необходимого капитального ремонта многоквартирных домов, расселения из ветхого и аварийного жилья, в 2007 году был создан «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Дальнейшим развитием этого направления было определение концепции софинансирования проведения капитального ремонта с привлечением средств собственников жилых помещений через создание специальных счетов (для внесения накопительных взносов на капитальный ремонт), счетов региональных операторов в целях создания региональных систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Управление многоквартирными домами претерпели существенные изменения с момента ввода лицензирования данного вида деятельности. Теперь для управления многоквартирным домом необходимо сдать квалификационный экзамен. Значительно ужесточились требования к качеству работы управляющих компаний [9]. При наличии двух жалоб жителей на работу управляющей компании ее могут лишить лицензии, что способствует устранению с рынка недобросовестных организаций [6]. Несмотря на появившиеся сложности, проведение конкурсных процедур по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом позволяет сделать вывод о том, что конкуренция на право управления многоквартирными домами присутствует, что говорит о наличии положительной тенденции развития отрасли и наличию интереса к данному виду деятельности со стороны сектора предпринимателей. Можно отметить и то, что в системе муниципального управления появилось «новое» понятие – понятие муниципального жилищного контроля (надзора). В настоящее время работа и организация деятельности муниципального жилищного контроля находится в тесной взаимосвязи с работой жилищной инспекции и практически находится в стадии тестирования [1]. В рамках данного обсуждения мы кратко остановились на основных этапах реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Реформирование продолжается, но основные цели уже достигнуты. Библиографический список 1. Баканаев И.Л. Анализ тенденций урбанизации РФ. Экономика. Бизнес. Информатика. 2016;(2):25-42. DOI:10.19075/2500-2074-2016-2-25-42 References 1. Bakanaev I.L. Analiz tendencij urbanizacii RF. Jekonomika. Biznes. Informatika. 2016;(2):25-42. DOI:10.19075/2500-2074-2016-2-25-42 |