Прохождение муниципальной службы: некоторые проблемные аспекты

20 мая 08:17

To pass through the municipal service: some problem aspects

УДК 35.08

23.11.2016
 

Выходные сведения:
Сабына Е.Н. Прохождение муниципальной службы: некоторые проблемные аспекты // ИТпортал, 2016. №4 (12). URL: http://itportal.ru/science/economy/prokhozhdenie-munitsipalnoy-sluzhby/

Авторы:
Сабына Е.Н., доцент кафедры Региональной экономики и управления Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Российская Федерация, sabynaen@mail.ru

Authors:
E.N. Sabyna (evidence from the City of Barnaul, Altai Region)

Ключевые слова:
муниципальная служба, престиж службы, прохождение службы, карьерный рост служащего

Keyword:
The municipal service, the service prestige, to pass through the municipal service, the professional development of an employee

Аннотация: 
Происходящие изменения в обществе призвали по иному посмотреть на организацию муниципального управления. Муниципальные служащие проводят социально-экономическую политику на подведомственной им территории и от этого зависит качество жизни населения. Сегодня как никогда ощущается необходимость эффективной муниципальной службы. Необходимо выявить и решить проблемные моменты в организации процесса прохождения муниципальной службы. В качестве метода исследования развития карьеры мы выбрали опрос муниципальных служащих. Ответы респондентов выявили следующие проблемы: нечеткие условия карьерного роста, субъективные оценки при проведении аттестации, низкое денежное вознаграждение (несоответствующее результатам работы и ответственности), неэффективная кадровая работа, падение престижа службы. Для преодоления недостатков, выявленных в организации прохождения муниципальной службы предложено применение современных кадровых технологий, которые должны включать новые методы мотивирования к труду, оценки деятельности муниципальных служащих и повышение престижа службы.

Annotation: 
social changes require to look at municipal administration in different way. Municipal servants carry out socio-economic policy on the territory under their jurisdiction. Lives of citizens depend on their actions. That is why, today, as never before, we need an effective municipal service. As a method of research of a real career development we have chosen the municipal servants survey. Respondent replies have identified following problems: unclear conditions of a career development, subjective staff members evaluation, low earnings, ineffective of staffing work, devaluation of service prestige.

To overcome the weaknesses identified in organization of passing through the municipal service, some methods of modern staffing technology can be introduce. They got to open methods of motivation to work, evaluation of municipal employees and rising the prestige of service.

Прохождение муниципальной службы: некоторые проблемные аспекты

От профессионализма, компетентности и желания работать муниципальных служащих зависит проводимая на данной территории социально-экономическая политика, эффективность деятельности органов местного самоуправления, качество жизни населения. Именно муниципальные служащие являются тем самым звеном, которое соединяет воедино гражданское общество и государство. Для самых низовых уровней местного самоуправления (сельских поселений) характерна нехватка квалифицированных кадров. Все это говорит о необходимости изучения муниципальной службы, процесса ее прохождения.

В федеральном законе №25-ФЗ, ст. 32 «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы, одним из которых  является содействие продвижению по службе муниципальных служащих [1]. Для выяснения того, как данное направление реализуется на практике, каковы реальные возможности продвижения по службе и отношения служащих к своей работе, нами был проведен опрос среди муниципальных служащих. Объектом исследования выступил процесс прохождения муниципальной службы. Предметом – мнения муниципальных служащих о процессе прохождения службы. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1. изучение аспектов прохождения муниципальной службы;

2. составление инструментария;

2. сбор информации;

3. анализ полученных данных;

4. формирование отчета.

В опросе приняло участие 53 муниципальных служащих различных категорий и групп должностей, в основном специалисты. Средний возраст респондентов — 44 года.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что приоритетное направление «содействие продвижению по службе муниципальных служащих» реализуется, но не в полной мере.

Построение карьеры является одним из основных мотивирующих факторов для многих работников, в том числе и для муниципальных служащих. По мнению респондентов условия карьерного роста муниципального служащего определены и понятны лишь для трети опрошенных, остальные же предполагают, что все зависит непосредственно от руководителя муниципального органа. Это говорит о том, что необходимо четко организованная и внятно разработанная кадровая политика органа местного самоуправления.

Продвижение по службе производится по признаку профессиональной квалификации, но при этом значительная часть опрошенных за последние 3 года не участвовали в процедурах повышения квалификации. Около трети считает, что на профессиональную квалификацию сотрудника и качество выполняемой ими работы не влияет на процесс прохождение аттестации. Поэтому, стоит отметить, что кадровая политика органов местного самоуправления должна в большей мере способствовать развитию профессионализма служащих.

Важное место в процессе прохождение муниципальной службе принадлежит аттестации. Служащие отмечают субъективизм при ее проведении, около половины опрошенных респондентов считает, что ужесточение требований к прохождению аттестации и квалификационного экзамена не приведет к улучшению качества оказания муниципальных услуг. Можно предложить расширить понимание аттестации и  ввести оценку персонала на муниципальной и государственной службе, применяя современные методики. Например, «ассесмент-центр», универсальный метод комплексной оценки профессиональных и психологических качеств, основанный на моделировании деятельности оцениваемого сотрудника. В процессе оценки по данной методике служащий получит не только оценочный лист, но и индивидуальный план развития на определенный период.[9]

Процедурой отбора и оценки претендентов на вакантные должности является конкурс. Главная его цель – это обеспечение реализации конституционного принципа равного доступа к службе. Опрос показал, что наиболее достойный кандидат вакантную должность занимает примерно в половине случаев, при этом нередко кандидат является единственными кандидатами на должность. Около трети опрошенных не состояли в кадровом резерве, но при этом были практически единственным претендентом на должность. Это дает основание говорить  о рекомендации чаще проводить конкурсы на замещение вакантной должности, причем, согласно опросу, с этим положением согласны более половины муниципальных служащих, формировать и работать с кадровым резервом.

Около половины считают профессию муниципального служащего престижной, но молодые служащие чаще, чем служащие со значительным стажем, говорят, что их профессия не престижна.

О необходимости поднятия престижа говорится и в программе реформирования государственной службы [2]. Некоторые авторы считают, что для этого нужно разработать достаточный объемный социальный пакет для служащих, включающий социальные услуги и преференции. С нашей точки зрения это, прежде, всего информационная работа по повышению общественного престижа.

Большинство чиновников «засиживается» на одной и той же должности, что говорит о том, что ротация кадров практически не применяется.  Через 2-3 года более 40% опрошенных респондентов со стажем работы более 10 лет видят себя на той же должности, одна пятая из них на пенсии – это отчасти говорит о том, что они просто вырабатывают свой стаж. Но и со стажем менее 10 лет около четверти опрошенных предполагают, что будут работать на той, же должности. Со стороны служащих это связано с привыканием к своей работе, видят же возможности карьерного роста в данной муниципальной организации лишь около четверти респондентов. При ответе на вопрос «Что Вас удерживает на данной работе?» наиболее популярными были ответы «привык к этой работе» (45%) и «хочу доработать до пенсии» (30%).

Положительным моментом является то, что муниципальную службу считают более стабильной, чем работу в коммерческом секторе [12, 13, 14]. Также более половины опрошенных трудятся не только для удовлетворения личных целей, но и для выполнения общественных и государственных интересов. На основании вышеизложенного нам представляется важным рекомендации о поддержании оптимальной и рациональной модели организационной структуры органов местного самоуправления, не допускать ее частого реформирования.

Стоит, конечно, отметить,  что муниципальная служба уступает по материальному обеспечению по сравнению с другими на рынке труда. Большинство служащих считает, что влиять на размер денежного содержания невозможно. Простое повышение заработной платы может привести к возникновению интереса со стороны высококвалифицированных специалистов, однако это не решит проблемы кадровой политики на муниципальном уровне. [4] Необходимо ориентировать уровень денежного содержания на конечный результат, сформировать механизм адекватного уровня заработной платы объему и сложности функциональных обязанностей [10, 8].

На основе полученных данных нам представляется, что необходимо: формировать детализированную систему квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы; повышать качество отбора граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы; способствовать карьере муниципальных служащих; работать с кадровым резервом, ввести оценку служащего, перестраивать мотивирующую составляющую.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.-2007.-№3.-Ст.345.
2. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/195051/#ixzz4PcN5JzZS
3. Васильева А.С., Шварцзайд Е.Р. Совершенствование системы стимулирования труда государственных служащих // ARS ADMINISTRANDI. Искусство управления.2013. -№2.-С.59-67.
4. Вопилин В.В. Мотивация персонала и система ключевых показателей компании // ИТпортал: электронный научный журнал, 2015. №1 (5). URL: http://itportal.ru/science/economy/motivatsiya-personala-i-sistema-klyu/
Источник: http://itportal.ru/science/economy/motivatsiya-personala-i-sistema-klyu/
5. Государственная и муниципальная служба/Сабына Е.Н. — Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2015. — 43 с.
6. Кушнир В.В. Поиск решения кадровых проблем муниципальной службы в РФ // Вестник РУДН, серия Политология.-2013.-№4.-С.17-23.
7. Мирошников И.И. Управление кадровыми процессами в муниципальной службе: особенности и перспективы развития //Научные проблемы гуманитарных исследований.2010-.№11.-С.70-100.
8. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк, С. Ж. Гончарова, В. В. Данилочкина [и др.].- М.: Издательство Юрайт, 2015. -398 с.
9. Оценка персонала: учебник и практикум для бакалавров / М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян.— М.: Издательство Юрайт, 2014. — 378 с.
10. Сабына Е.Н. Проблемы формирования системы оценки эффективности деятельности муниципальных образований// Известия Алтайского государственного университета.-2009.-№2. – С. 177-181.
11. Сантрян Н.А., Момотова О.Н. Проблемы муниципальной службы в современном российском обществе // KANT.-2014.-№3(12).-С.70-72.
12. Проваленова Н.В. Тенденции развития и проблемы реализации жилищно-коммунальной реформы на муниципальном уровне // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 2 (3). С. 158-167.
13. Шилова Н.В. Проблемы освоения инноваций в АПК и пути их решения // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2015. №2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/problemy-osvoeniya-innovatsiy-v-apk/
14. Проскyра Н.В. Инновационные подходы к продвижению продукции // СтройМного, 2015. №1 (1). URL:

References

1. Federal act of 02.03.2007 №25-FA «Municipal service in Russian Federation»//Convention of RF.-2007.№3,-Art.345.
2. Decree of President of RF of 10 march 2009. №261 «A federal program «The reforming and development of state service in Russian Federation» (2009-2013) // The GARANT system. URL: http//base.garant.ru/195051/#ixzz4PcN5JzZS
3. Vasileva A.S. Shvartzaid E.R. Improvement of the system of stimulation of public servants labour // ARS ADMINISTRANDI. The art of management. 2013.-2.-P.59-67.
4. Vopilin V.V. Motivation of staff and a system of key indicators at a company. //IT portal: scince online blog, 2015.№1 (5). URL: http//itportal.ru/scince/economy/motivatsiya-personala-i-sistema-klyu/
Sourse: http//itportal.ru/scince/economy/motivatsiya-personala-i-sistema-klyu/
5. Federal municipal service/Sabyna E.N. –Barnaul: IP Kolmogorov I.A., 2015.-43p.
6. Kushnir V.V. Search for solution of staff problems in the municipal service of the Russian Federation // RUDN messenger, Politology series.-2013.-№4,-P.17-23.
7. Miroshnikov I.I. Human resources process management in municipal service: Peculiarities and perspectives of development // Science problems of humanities research. 2010.№11.-P70-100.
8. Motivation and stimulation of working life. Theory and practice: The textbook bachelors/ A. A. Litviniuk, C. G. Goncharova, V. V.Danilochkina [etc].- M.:Urait Publishers, 2015.-398 p.
9. Personnel assessment: The textbook and the practical work for bachelors/ M.F. Mizintseva, A.R. Sardarian.- M.: Urait Publishers, 2014.-378p.
10. Sabyna E.N. Difficulties in establishing evaluation system of effectiveness in municipal education // Izvestia of The Altay State University.-2009.-№2. — P. 177-181.
11. Suntrian N.A., Momotova O.N. Municipal service issue in contemporary society //KANT.-2014.-№3 (12).-P.70-72.
12. Provalenova N.V. Tendencii razvitija i problemy realizacii zhilishhno-kommunal’noj reformy na municipal’nom urovne // Vestnik NGIJeI. 2011. T. 1. № 2 (3). S. 158-167.
13. Shilova N.V. Problemy osvoenija innovacij v APK i puti ih reshenija // Ajekonomika: jekonomika i sel’skoe hozjajstvo, 2015. №2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/problemy-osvoeniya-innovatsiy-v-apk/
14. Proskyra N.V. Innovacionnye podhody k prodvizheniju produkcii // StrojMnogo, 2015. №1 (1). URL: