Проблемы и аспекты развития малого бизнеса в национальной экономике России
Problems and aspects of the development of small businesses in the national economy of RussiaУДК 334.72 26.11.2014 Выходные сведения: Авторы: Т.С. Овчинникова (НГТУ им. Р.Е. Алексеева) Authors: T.S. Ovchinnikova (student of NSTU named after R.E. Alekseev) Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Annotation:
Предприятия, относящиеся к категории малого предпринимательства, да и в целом российский промышленный малый бизнес продолжают испытывать серьезные трудности [1], среди которых особо выделяются: отсутствие стратегии развития малых форм хозяйствования в промышленности, организационно-экономического механизма регулирования процесса развития малого промышленного предпринимательства; несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий в целом и в промышленности в частности; отсутствие развитой системы поддержки промышленного малого бизнеса на всех уровнях; недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения кредитов; высокое бремя налогов и неплатежей и др. В этих условиях назрела необходимость на фундаментальной научной основе проанализировать и обобщить имеющийся мировой опыт развития малого бизнеса в промышленности, разработать концепцию его развития, которая позволит четко определить основные направления развития и формы поддержки малого промышленного предпринимательства [2] на современном этапе становления рыночной экономики в Российской Федерации [3, 4, 5, 6]. Следует отметить, что в процессе формирования и развития малого предпринимательства одно из важных мест принадлежит как кредитным организациям, так и российской банковской системе. Доступность кредитных ресурсов, их правильное использование должны составлять значительную долю в оборотных и инвестиционных средствах предприятий малого бизнеса. В настоящее время существует потребность в создании механизма государственного управления предприятиями, относящимися к малой сфере хозяйствования, обеспечивающего условия для формирования и развития современных, модернизированных малых производственных структур, способных придать хозяйству способность к быстрым прогрессивным структурным и технологическим сдвигам [7]. Развитие малого бизнеса способствует развитию экономического прогресса, а именно – увеличению темпов создания новых малых предпринимательских фирм, увеличению новых рабочих мест [8]. Однако некоторые экономисты считают, что возникновение новых фирм связано с растущей безработицей, падением экономической активности, а также с подрывом положения уже существующих фирм (крупных и средних), имеющих дорогое оборудование и высокое социальное положение работников данных предприятий, в то время как малые фирмы представляют в данных условиях временную работу с малой оплатой. Таким образом, малый бизнес не является экономической панацеей и далеко не всегда способен к нововведениям. И, тем не менее, в условиях перестройки национальных экономик, дефицита финансовых ресурсов на всех уровнях малые формы предпринимательства могут стать точками роста [9], способствовать созданию, развитию механизмов (экономических, инновационных, организационных и других), позволяющих обеспечить реструктуризацию экономики в целом, что представляет особый интерес для России [10]. Библиографический список 1. Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Малый инновационный бизнес в современной рыночной экономике // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №4 (13). URL: http://www.innov.ru/science/economy/malyy-innovatsionnyy-biznes-v-sovremennoy-rynochnoy-ekonomike/ 2.Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Роль университетов в развитии малого инновационного бизнеса // Иннов: электронный научный журнал, 2013. № 4 (17). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa/ 3. Варданян И.С. Развитие малого и среднего бизнеса в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 28-35. 4. Бондаренко Г.В., Нечаева С.В., Титаева Е.Г. Инновационное развитие региональной системы поддержки малого бизнеса // В сборнике: Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона II Международная научно-практическая конференция. 2013. С. 50-51. 5. Корнилов Д.А. Эффективное стратегическое управление бизнесом с учетом экспресс оценки стоимости бизнеса // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2012. № 4 (97). С. 293-304. 6. Хутова И.М., Климова Н.В. Роль малого бизнеса и факторы, сдерживающие его развитие в России // Экономика и социум. 2014. № 2-4 (11). С. 1009-1014. 7. Кашинова Н.Э., Моргун Т.Н., Петрова О.П., Петушкова Г.А., Русанова М.В., Смаглюкова Т.М., Тищенкова Г.З. Развитие малого и среднего бизнеса в условиях вступления России в ВТО // Смоленск, 2013. 8. Бородина Е.А., Борискина Т.Б. Развитие малого бизнеса как направление обеспечения устойчивости экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 166. С. 291-296. 9. Зайцев Д.А. Рынок Интернет-проектов для бизнеса: состояние, динамика и перспективы / Д.А. Зайцев, С.А. Борисов, А.Н. Зайцев // Труды Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева, № 2(99). – Н. Новгород, 2013. С. 282 -289. 10. Зайцев Д.А. Информационная система поддержки инновационных проектов на всех этапах жизненного цикла / Д.А. Зайцев, М.Е. Незнахин // Материалы конкурса молодежных инновационных команд «РОСТ 2011», – Нижний Новгород, 2011. С. 204-205. 11. Евсеева С.А. Устойчивое развитие малого и среднего бизнеса в условиях меняющейся среды // В сборнике: Наука и образование XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 170-171. References 1. Zajcev A.N., Harlamova N.P. Malyj innovacionnyj biznes v sovremennoj rynochnoj jekonomike Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2012. No 4 (13). URL: http:www.innov.ru.science.economy.malyy-innovatsionnyy-biznes-v-sovremennoy-rynochnoy-ekonomike. 2.Zajcev A.N., Harlamova N.P. Rol’ universitetov v razvitii malogo innovacionnogo biznesa Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. No 4 (17). URL: http:www.innov.ru.science.economy.rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa. 3. Vardanjan I.P. Razvitie malogo i srednego biznesa v Rossii Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2014. No 1. P. 28-35. 4. Bondarenko G.V., Nechaeva P.V., Titaeva E.G. Innovacionnoe razvitie regional’noj sistemy podderzhki malogo biznesa V sbornike: Informacionnye sistemy i tehnologii kak faktor razvitija jekonomiki regiona II Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. 2013. P. 50-51. 5. Kornilov D.A. Jeffektivnoe strategicheskoe upravlenie biznesom s uchetom jekspress ocenki stoimosti biznesa Trudy NGTU im. R.E. Alekseeva. 2012. No 4 (97). P. 293-304. 6. Hutova I.M., Klimova N.V. Rol’ malogo biznesa i faktory, sderzhivajushhie ego razvitie v Rossii Jekonomika i socium. 2014. No 2-4 (11). P. 1009-1014. 7. Kashinova N.Je., Morgun T.N., Petrova O.P., Petushkova G.A., Rusanova M.V., Smagljukova T.M., Tishhenkova G.Z. Razvitie malogo i srednego biznesa v uslovijah vstuplenija Rossii v VTO Smolensk, 2013. 8. Borodina E.A., Boriskina T.B. Razvitie malogo biznesa kak napravlenie obespechenija ustojchivosti jekonomicheskogo rosta Nauchnye trudy Vol’nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2012. T. 166. P. 291-296. 9. Zajcev D.A. Rynok Internet-proektov dlja biznesa: sostojanie, dinamika i perspektivy . D.A. Zajcev, P.A. Borisov, A.N. Zajcev Trudy Nizhegorodskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta imeni R.E. Alekseeva, No 2(99). – N. Novgorod, 2013. P. 282 -289. 10. Zajcev D.A. Informacionnaja sistema podderzhki innovacionnyh proektov na vseh jetapah zhiznennogo cikla . D.A. Zajcev, M.E. Neznahin Materialy konkursa molodezhnyh innovacionnyh komand «ROST 2011», – Nizhnij Novgorod, 2011. P. 204-205. 11. Evseeva P.A. Ustojchivoe razvitie malogo i srednego biznesa v uslovijah menjajushhejsja sredy V sbornike: Nauka i obrazovanie XXI veka. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2014. P. 170-171.
|