Инженеры-менеджеры: будущее России
Engineers managers: the future of RussiaУДК 338.36 08.12.2014 Выходные сведения: Авторы: Authors: Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Annotation:
Даже в «самом техническом» вузе Нижнего Новгорода – Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева наиболее востребованными остаются специальности «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии», «Управление инновациями». Однако текущая востребованность популярных сегодня специальностей вовсе не гарантирует выпускникам успешного трудоустройства и безоблачной карьеры в будущем. Часто абитуриенты считают: «даже если я не стану экономистом или маркетологом, то получу знания, которые реально применимы в бизнесе». Но такая установка делает выпускника неконкурентоспособным на рынке труда. Чтобы выжить в конкурентной борьбе за достойное рабочее место, выпускникам даже престижных специальностей приходится потом тратить немалые деньги на тренинги и дополнительное образование. Далеко не каждый выпускник вуза способен к ведению инновационной деятельности даже после прохождения программ повышения квалификации. Необходимо подготовить новое поколение профессионалов широкого профиля, которые, завершив обучение в университетах, сразу смогут включаться в программы развития современных российских предприятий. Наиболее приоритетной и трудной из всех направлений является подготовка менеджеров инноватики, руководителей инновационных проектов, обеспечивающих ответственную организацию реализации «под ключ» проектов по созданию новых производственных систем, проектов по модернизации, реформированию на действующих предприятиях. В России инноватика еще не воспринимается как область, в которой высококлассный менеджер, знающий и умеющий развивать крупный бизнес, может найти себе перспективу. Это одна из острейших проблем. Прежде всего инновации – это не история промышленности и производства. Это история про бизнес и деньги, которые делаются. Необязательно даже связанные с товаром – возможно, с продвижением каких-то идей, получением лицензий, контрактными производствами, управлением бизнесом [1]. Направление, без которого не заработает инноватика, – это формирование предпринимательской культуры и соответствующих предпринимательских практик и техник в полном объёме. У нас экономическое образование сфокусировано на подготовке менеджеров, а всё-таки основной субъект, развивающий инновации, – это человек, который организует бизнес, создаёт команду, привлекает людей, т.е. не тот, кто что-то делает, а тот, кто организует процесс [2]. Руководитель проекта должен согласовывать, примирять, удовлетворять противоречивые интересы сред (социальной, организационной, технической, финансовой, политической), на пересечении которых реализуются все этапы жизненного цикла инновационного проекта: от маркетинга и бизнес-планирования до разработки, комплектной поставки оборудования и сдачи объектов «под ключ». Руководитель проекта должен использовать специальные методы управления, владеть современными инструментальными средствами и обладать деловыми способностями в широком диапазоне [3, 4]. Поэтому повышается значимость введения в учебные планы дополнительных дисциплин по управлению инновационной деятельностью, формирующих новое инновационное мышление. В России – великолепное техническое образование, развивающее мышление и умение быстро учиться. Это следствие того, что люди самостоятельно обучаются предпринимательским навыкам, параллельно получая технологические компетенции [5]. Поэтому если речь идет именно о том, как готовить кадры для инновации, то необходимо сконцентрироваться на синтезе менеджмента экономического и технического. Вполне возможно, что здесь не нужно говорить о каких-то специализированных программах высших учебных заведений, можно остановиться на образовательных практиках и специализированных курсах. По мнению автора, в НГТУ созданы все условия для слияния, симбиоза технических и экономических дисциплин. На поверхности лежит решение проблемы оторванности инновационных управленцев от реальных технических заданий и их продвижения. Очень сложно принять правильное решение, сделать выбор, пользуясь только экономическими и инновационными теориями, не зная при этом особенности постройки судов и самолетов, металлургического и химического производств [6]. Речь идет не о получении параллельно второго высшего образования для студентов-экономистов и управленцев – учеба в этом случае растянется на долгие годы, и Россия не дождется своих талантливых руководителей, а о небольшой части информации на уровне бакалаврского или (и) дипломного проекта, выполняемого студентом – «технарем» в сотрудничестве с «управленцем». Именно в такой паре можно подготовить предпринимательски мыслящих специалистов, инженеров-менеджеров, инженерная компетенция которых сливается с компетенцией предпринимательской. Только из этого сплава рождается предприниматель и управленец, который может создать и развивать. Причем эта модель обучения уже достаточно длительное время используется в США и Японии и успела зарекомендовать себя как наиболее удачная и жизнеспособная [7, 8, 9]. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями является залогом успешного развития любой организации [10, 11]. Именно профессионалы в данной сфере способны решить любые проблемы российской экономики [12]. Зная закономерности инновационного развития, они могут: · обеспечить приоритетность развития высоких технологий [13]; · направлять инновационный процесс и технологическое развитие в компаниях, применяя эффективные формы и методы привлечения инвестиций; · способствовать существенному улучшению основных производственных фондов; · развивать предпринимательство, снижая риски реализации инновационных проектов за счет профессионального управления инновационными преобразованиями. Библиографический список 1. Вусович О.В., Бабкина О.В., Семашко О.А. Формирование востребованных рынком труда компетенций выпускника специальности инженер-менеджер // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2012. № 2. С. 187-190. 2. Бахрачева Ю.С. Проектная деятельность как методологическая основа подготовки студентов по направлению «Инноватика» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. 2014. № 2. С. 94-96. 3. Жогова С.С. Педагогическая инноватика в практике подготовки управленческих кадров // В сборнике: Подготовка профессиональных управленческих кадров: опыт, проблемы, инновационные образовательные технологии сборник научных трудов. Научный редактор Е.И. Семушина. Челябинск, 2014. С. 40-45. 4. Лахтин А.Ю., Лахтина Ю.В. Управленческие задачи и умения в образовании // Вестник развития науки и образования. 2013. № 4. С. 175-179. 5. Фролова И.И., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш. Модель инженера-менеджера для наукоёмкого производства // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 20. С. 366-369. 6. Филобокова Л.Ю., Бадранов А.Ш. Управленческие инновации и подготовка менеджеров для малого предпринимательства // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2012. № 33. С. 288-293. 7. Бельчик Т.А., Морозова Е.А., Поварич И.П. Проблемы вузовской подготовки менеджеров и оценка ее качества // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 15. С. 301-308. 8. Горленко О.А., Мирошников В.В. Подготовка инженеров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 116-123. 9. Котлярова И.О. Непрерывная подготовка студентов технических направлений к инновационной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. С. 15-19. 10. Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Малый инновационный бизнес в современной рыночной экономике // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №4 (13). URL: http://www.innov.ru/science/economy/malyy-innovatsionnyy-biznes-v-sovremennoy-rynochnoy-ekonomike/ 11. Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Роль университетов в развитии малого инновационного бизнеса // Иннов: электронный научный журнал, 2013. № 4 (17). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa/ 12. Зайцев Д.А. Рынок Интернет-проектов для бизнеса: состояние, динамика и перспективы / Д.А. Зайцев, С.А. Борисов, А.Н. Зайцев // Труды Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева, № 2(99). – Н. Новгород, 2013. С. 282 -289. 13. Кукушкин С.Г. Негативные аспекты вузовской инженерной подготовки и социально-педагогические условия развития инженеров на рабочем месте // Образование и общество. 2012. № 6. С. 23-29. References 1. Vusovich O.V., Babkina O.V., Semashko O.A. Formirovanie vostrebovannyh rynkom truda kompetencij vypusknika special’nosti inzhener-menedzher Upravlenie innovacijami: teorija, metodologija, praktika. 2012. No 2. P. 187-190. 2. Bahracheva Ju.P. Proektnaja dejatel’nost’ kak metodologicheskaja osnova podgotovki studentov po napravleniju «Innovatika» Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 10: Innovacionnaja dejatel’nost’. 2014. No 2. P. 94-96. 3. Zhogova P.P. Pedagogicheskaja innovatika v praktike podgotovki upravlencheskih kadrov V sbornike: Podgotovka professional’nyh upravlencheskih kadrov: opyt, problemy, innovacionnye obrazovatel’nye tehnologii sbornik nauchnyh trudov. Nauchnyj redaktor E.I. Semushina. Cheljabinsk, 2014. P. 40-45. 4. Lahtin A.Ju., Lahtina Ju.V. Upravlencheskie zadachi i umenija v obrazovanii Vestnik razvitija nauki i obrazovanija. 2013. No 4. P. 175-179. 5. Frolova I.I., Ahmetzjanova G.N., Valeeva N.Sh. Model’ inzhenera-menedzhera dlja naukojomkogo proizvodstva Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013. T. 16. No 20. P. 366-369. 6. Filobokova L.Ju., Badranov A.Sh. Upravlencheskie innovacii i podgotovka menedzherov dlja malogo predprinimatel’stva Uchenye zapiski Rossijskoj Akademii predprinimatel’stva. 2012. No 33. P. 288-293. 7. Bel’chik T.A., Morozova E.A., Povarich I.P. Problemy vuzovskoj podgotovki menedzherov i ocenka ee kachestva Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2013. No 15. P. 301-308. 8. Gorlenko O.A., Miroshnikov V.V. Podgotovka inzhenerov dlja naukoemkih i vysokotehnologichnyh otraslej Inzhenernoe obrazovanie. 2012. No 9. P. 116-123. 9. Kotljarova I.O. Nepreryvnaja podgotovka studentov tehnicheskih napravlenij k innovacionnoj dejatel’nosti Vestnik Juzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2012. No 26. P. 15-19. 10.Zajcev A.N., Harlamova N.P. Malyj innovacionnyj biznes v sovremennoj rynochnoj jekonomike Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2012. No 4 (13). URL: http: www.innov.ru.science.economy.malyy-innovatsionnyy-biznes-v-sovremennoy-rynochnoy-ekonomike. 11.Zajcev A.N., Harlamova N.P. Rol’ universitetov v razvitii malogo innovacionnogo biznesa Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. No 4 (17). URL: http: www.innov.ru.science.economy.rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa. 12. Zajcev D.A. Rynok Internet-proektov dlja biznesa: sostojanie, dinamika i perspektivy . D.A. Zajcev, P.A. Borisov, A.N. Zajcev Trudy Nizhegorodskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta imeni R.E. Alekseeva, No 2(99). – N. Novgorod, 2013. P. 282 -289. 13. Kukushkin P.G. Negativnye aspekty vuzovskoj inzhenernoj podgotovki i social’no-pedagogicheskie uslovija razvitija inzhenerov na rabochem meste Obrazovanie i obshhestvo. 2012. No 6. P. 23-29. |