Инвестиционная кластеризация, основные модели в развитии экономики России

28 ноября 15:57

Investment clustering, the main models in development of economy of Russia

УДК 332.1

20.02.2017
 

Выходные сведения:
Грызунова Н.В, Коокуева В.В., Церцеил Ю.С. Инвестиционная кластеризация, основные модели в развитии экономики России // ИТпортал, 2017. №1 (13). URL: http://itportal.ru/science/economy/investitsionnaya-klasterizatsiya-os/

Авторы:
Грызунова Н.В, 1, Коокуева В.В.2, Церцеил Ю.С.3
1- д.э.н., профессор кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Российская Федерация (117997, Российская Федерация, г.Москва, Стремянный пер., 36), email: nat-nnn@yandex.ru
2- к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Российская Федерация (117997, Российская Федерация, г.Москва, Стремянный пер., 36), email: kookueva.vv@gmail.com
3- к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Российская Федерация (117997, Российская Федерация, г.Москва, Стремянный пер., 36), email: zerzeil8811@mail.ru

Authors:
Gryzunova N. V.1, Kookuyeva V.V.2, Tsertseil Yu.S.3
1. Dr.Econ.Sci., professor of Financial Management department, «Plekhanov Russian Academy of Economics,» Moscow, Russian Federation (117997, Russian Federation, г.Москва, Stremyanny Lane, 36), email: nat-nnn@yandex.ru
2. PhD Econ., associate professor «Financial management», «Plekhanov Russian Academy of Economics», Moscow, Russian Federation (117997, Russian Federation, г.Москва, Stremyanny Lane, 36), email: kookueva.vv@gmail.com
3. PhD Econ., associate professor «Financial management», «Plekhanov Russian Academy of Economics», Moscow, Russian Federation (117997, Russian Federation, г.Москва, Stremyanny Lane, 36), email: zerzeil8811@mail.ru

Ключевые слова:
экономическое развитие, инновационные кластеры, особые экономические зоны, алгоритм, регрессия, мезонинное инвестирование, форвардное инвестирование, эндаумент-фонд

Keyword:
economic development, innovative clusters, special economic zones, algorithm, regression, mezzanine investment, forward investment, endaument -fund

Аннотация: 
Кластерный подход предполагает наличие особого структурирования экономической системы. Кластер — группа организаций концентрирующихся возле «ядра», которое часто определяют отраслевые НИИ во многих экономиках мира. В России это не исследовательские организации. Это инфраструктура и ассоциации организаций, столкнувшиеся с гомогенными факторами рынка.

Особая комбинация элементов, где ключевым является административный ресурс, потому что он обеспечивает основные конкурентные преимущества, а организации, которые, в свою очередь обеспечивают единую для территории концепцию экономического развития. Инновационная деятельность предприятий и организаций на территории региональных кластеров в Российской Федерации осуществляется в рамках программ инновационного развития с участием государства по стратегическим направлениям. Повышению интенсивности инновационной деятельности предприятий и организаций на территории кластеров способствует отработке особых моделей инвестирования. Усложнение хозяйственной жизни требует новых подходов к механизму реализации инвестиционной политики, способных повысить конкурентоспособность и обеспечить эффективность видов деятельности, которые посредством планомерной ценовой политики в отношении инновационных товаров, работ, услуг. Все это определяет важность дальнейших научных исследований и практических разработок в области инвестирования на базе процессов кластеризации. Можно сказать о необходимость сочетания инвестиционных ресурсов в области научно-технической и инновационной деятельности предприятий, и организационно-административного ресурса как метода частногосударственного партнерства.

Annotation: 
Cluster approach assumes existence of special structuring economic system. A cluster — group of the organizations concentrating near «kernel» which is often defined by branch scientific research institutes in many economies of the world. In Russia it is not the research organizations. And the infrastructure and associations of the organizations which have faced homogeneous factors of the market.

Special combination of elements where the administrative resource because it provides the main competitive advantages, and the organizations which, in turn provide the concept of economic development, uniform for the territory, is key. Innovative activity of the enterprises and organizations in the territory of regional clusters in the Russian Federation is carried out within programs of innovative development with participation of the state in the strategic directions. To increase in intensity of innovative activity of the enterprises and organizations in the territory of clusters promotes working off of special models of investment. Complication of economic life demands the new approaches to the mechanism of realization of investment policy capable to increase competitiveness and to provide efficiency of kinds of activity which is possible thanks to, systematic price policy for innovative goods, works, and services. All this defines importance of further scientific research and practical developments in the field of investment on the basis of processes of a clustering. It is possible to tell about need of a combination of investment resources in the field of scientific and technical and innovative activity of the enterprises, and an organizational and administrative resource as method of public and private partnership.

Инвестиционная кластеризация, основные модели в развитии экономики России

1.                Introduction

Усложнение хозяйственной жизни требует изменения подходов к формированию инвестиционной политики. Для многих организаций животрепещущей проблемой является экономичное, эргономичное и социально-безопасное повышение конкурентоспособности и эффективности производства товаров, работ, услуг. Существующая проблема инициирует научные изыскания и эмпирические разработки в области инвестирования. Теоретической основой возникновения и развития современных концепций  экономического развития территорий послужили научные труды крупнейших исследователей в области экономической науки: У. Петти, Д. Рикардо,  А. Смита,  Ж.Б. Сэй, Дж. Ст. Милль, К. Маркса, В. Ленина, Макконел К., Брю С., О. Курно, В. Парето, У. С. Джевонс, А. Маршалл, К. Менгер, О. Бем — Баверк,  Ф. фон Визер, Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, К. Викселль, Дж. Хикс, SchumpeterJ. М. И. Туган-Барановский,  А.Н. Богатко. В дальнейшем эти исследования были продолжены в трудах  отечественных и зарубежных ученых, аналитиков, специалистов по вопросам формирования современных  концепций инновационного развития территорий, формирования интеллектуального потенциала компании в постиндустриальной экономике[2,5,9].

Кластерный подход предполагает наличие особого структурирования экономической системы. Кластер — группа организаций концентрирующихся возле «ядра», которое часто определяют отраслевые НИИ во многих экономиках мира. В России это не исследовательские организации. А инфраструктура и ассоциации организаций, столкнувшиеся с гомогенными факторами рынка. Особая комбинация элементов, где ключевым является административный ресурс, потому что он обеспечивает основные конкурентные преимущества, а организации, которые, в свою очередь обеспечивают единую для территории концепцию экономического развития. Инновационная деятельность предприятий и организаций на территории региональных кластеров в Российской Федерации осуществляется в рамках программ инновационного развития с участием государства по стратегическим направлениям.

Актуальность кластеризации обусловлена необходимостью достижения сбалансированности процесса инвестиционной и деловой активности и выбор адекватной модели софинансирования при применении новых форм и методов на различных уровнях производства. Это требует формализации механизма кластеризации и обоснование условий взаимодействия государства и рыночных субъектов в долгосрочном периоде

В зарубежной литературе авторами A. Chatter, E. Glaser, W. Kerr, K. Chloe, R. Roberts, B.Dan, M. Gordon, P. McCann, C. Keels, O. Memedovic, A. Kowalski,  M.Porter рассматриваются проблемы и перспективы развития инновационных кластеров и их положительное влияние  как на развитие отдельного региона, так и страны в целом c учетом развития ассоциативных инициатив и инфраструктуры консорциомного образования[12,15].

2.                The model

Формирование кластеров в МО это результат как административных (налоговых) и рыночных стимулов.  Сформированная  система форм и методов кластеризации и реализации инвестиционной политики предусматривает систематизацию источников бюджетных ресурсов в качестве главной формы инвестирования в целях достижения заданных показателей по особым сферам влияния и по стратегическим объектам. Уровни административного влияния на промышленно-производственные и технико-внедренческие предприятия,  принадлежащие к территории, и входящие в кластеры представлены в следующей таблице.   

Таблица 1-Объекты бюджетного инвестирования предприятий

 

Объекты бюджетного софинансирования

Приоритетные направления НТП

Федеральная Стратегия, Целевые комплексные программы, Основные направления социально-экономического развития России на период до 2020 г.

Целевые бюджетные фонды

Государственные фонды поддержки малого предпринимательства в рамках реализации целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства»

Эндаумент-фонды, Региональные фонды стимулирования

«Агентство по развитию предпринимательства «Государственная поддержка малого предпринимательства», инвестиционно-продуктовый интегратор

Федеральная служба по труду и занятости РФ

Базовое инвестирование стратегического ядра

Университеты, мезонины, форвардное инвестирование

НИИ

 

Механизм инвестиционной политики,  сконструированный, на основе кластеризации предполагает: мониторинг внутреннего и зарубежного рынков; поиск оптимальных источников финансирования; реализацию пилотных инвестиционных проектов; НИОКР; эксплуатацию формализованных моделей инвестирования;  разработку прогрессивных технологий; защиту отечественного производителя; разработку требований к качеству и ассортименту сырьевых ресурсов; развитие трудовых ресурсов и гибких форм занятости. Механизм должен состоять из нескольких уровней в соответствии с латеральной структурой современных организаций, что показано в таблице 2.

Таблица 2-Уровни механизма кластеризации

 

Уровень 1.

Повышение конкурентных преимуществ,  завоевание покупательских предпочтений, техническое регулирование, институциональные преобразования.

Уровень 2.

Техническое перевооружение и модернизация производства, реализация пилотных инвестиционных проектов, развитие межтерриториальной и межотраслевой кооперации.

Уровень 3.

Создание инноваций, НИОКР

Уровень 4.

Защита внутреннего рынка и интересов российского производителя формирование  широкой линейки потребительских товаров. Юридический защитный механизм

Уровень 5.

Совершенствование системы обеспечения  промышленности  сырьевыми ресурсами, развитие логистики, строительство ангаров, новые технологии хранения.

Уровень 6.

Развитие  трудовых ресурсов и гибких форм занятости в промышленности, учет мотивации для работников типа «х» и типа «у» стимулирование привлечение молодых специалистов и рабочих.

Уровень 7.

Законодательные аспекты, касающиеся  совершенствования таможенно-тарифного регулирования.

 

Предлагаемые в рамках этой  парадигмы конструкции  совместного инвестирования, рассматривается как форма  деятельности, основанная на принципах  балансирования интересов государства, частного бизнеса и потребителей, позволяющего эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов на необходимых инновационных направлениях, мотивированность предпринимателей и стимулирование геймеров на рабочих местах. Цена инновационной продукции традиционно высокая и она является ограничением для экспансии российских предпринимателей даже в соседние регионы. Динамика цен на инновационные товары должна коррелировать и с покупательной способностью и с обесцениванием ресурсов в запасах. Кроме того,  цена должна учитывать не только динамику стоимости сырья (его обесценение), но и снижение производительности труда, и использование современных технологий, и  тенденции мирового рынка. При определении цены на инновационную продукцию,  по сути, определяют стоимость услуги. Например, мужская хлопковая рубашка и никогда не мнущаяся хлопковая рубашка; телефон и сотовый телефон или смартфон или иной гаджет; носки и никогда не мокнущие носки. Это все разные товары, но они позволяют получать все те же услуги.  На основе обработки данных собранных городскими администрациями по МО [11] предложен полином  ценообразования и технология стимулирования расширения инновационного ассортимента, которые базируются на  регрессии стоимости оборотного капитала. В настоящее время все большее количество предпринимателей избавляются от недвижимости и создают «подушку безопасности» из оборотных средств. Мы буквально наблюдаем последствия налоговой политики:

у = 109060,56-129,46х1+211,32х2+10,18х12-0,006х22-0,0134х1х2 , R2 = 1, (1)

где у – цена инновации, рассчитанная как изменение стоимости услуги;

        х1 – изменчивость цен на сырьевые ресурсы, %;

        х2 – производительность труда, т.руб/чел.;

        R2 – коэффициент детерминации.

 

После определения объема и региона инвестирования, возникает потребность в выборе модели инвестирования. Выбор будет обусловлен: соотношеним собственного, заемного и привлеченного капитала; структурой оборотных средств, причем, во многих отраслях их делят на постоянные и переменные и также подбирают к ним регуляторы.

Рисунок 1. Параметрический метод ценообразования

Приоритет конкретных критериев оптимизации структуры капитала, как основного, так и оборотного, финансовое руководство предприятия определяет самостоятельно исходя из ценовой стратегии.

   

Рисунок 2 . Алгоритм выбора методов реализации инвестиционной политики [6] 

Территориальные кластеры играют важную роль в экономическом развитии не только национальной экономики но и мира. В России скопление кластеров можно наблюдать, конечно, в МО. Развитие кластеров стимулирует повышение производительности труда, формирование новых компаний и создание новых рабочих мест, содействует росту инновационного потенциала территорий, формированию конкурентных преимуществ и уникального облика («бренда») региона или территории. Они, (кластеры) как никакая другая структура,  создает ускорение для акселераторов.  Поэтому организации стремятся  попасть в «струю»  кластеризации для обеспечения рентабельности инвестиций на долгосрочную перспективу и получения патронат государства. Этого можно добиться благодаря использованию организационного ресурса, созданию новых офис — фирм или венчуров. Очень часто кластерам сопутствуют системы государственных гарантий. Господдержка может быть разноплановой: обеспечение защитных механизмов от импорта; организация конкурсов; предоставление консалтинговых услуг.  В ходе анализа рыночной среды кластеров был выявлен алгоритм встраивания организации в кластер и формирование инвестиционной политики для организации, уже работающих в кластере и пользующихся и господдержкой и сотрудничающими с научно-исследовательским институтам. Процесс выбора инвестиционной политики представлен на рисунке 2.

Многие крупнейшие налогоплательщики в алгоритм включают — эндаумент-фонды, мезонинное финансирование, форвардное инвестирование и инвестиционный интегратор, причем на двух уровнях: на стадии НИОКР и, для создания фонда целевого капитала. Национальные системы стимулирующих фондов в отраслях формируются постепенно, в нашей стране процесс накопления капиталов только начался, для примера можно сравнить эндаумент-фонды МГИМО и крупнейших иностранных вузов:  уровень накоплений больше чем в сотни раз, аналогично и с банковским капиталом. На основе анализа накопленного мирового опыта по «наращиванию мускулов»  то есть накоплению уже неоднократно предлагалось реанимировать инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Однако налоговые инновации 2016 г. в этой сфере только добавили разочарований.  Например, можно было бы, составит список видов деятельности, по которым бы отрабатывался этот механизм в первую очередь, для текстильной или энергетической отрасли: обе с высоким потенциалом и обе традиционно убыточны.

Обеспечить связь между отраслевыми институтами и предприятиями часто осуществляют посредством инновационно — продуктового интегратора (ИПИ)  (рисунок 3). Под ИПИ понимается рыночный субъект, обеспечивающий координацию и взаимодействие элементов национальной инновационной системы и рынка через механизм регулирования отдельных стадий цикла создания нового продукта. Так как ИПИ стремится разрабатывать новые продукты, то большую роль при построении системы инвестирования инновационной деятельности в рамках ИПИ играет организация системы венчурного инвестирования.

Рисунок 3. Инновационно- продуктовый интегратор (ИПИ) [20]

 

В качестве перспективного направления реализации инвестиционной политики может быть форвардное инвестирование (приобретение инновационного продукта в стадии проектирования, когда сделка заключается задолго до окончания создания товара и получения прав собственности).

Мезонинное инвестирование – метод инвестирования, при котором инвестор предоставляет средства в виде долгового финансирования с одновременным приобретением опциона на приобретение акций или субординированных облигаций заемщика в будущем по определенной цене. Банки для создания дополнительных гарантий безопасности используют субординированные облигации. Можно утверждать, что готовых рецептов не существует, кроме того, арбитражное пространство кластера быстро меняется- это трюизм. Дифференциация методов и схем можно наблюдать не только для гетерогенных предприятий, но и для гомогенных на разных стадиях развития, и в различных хозяйственных ситуациях.

Заключение

В заключении можно сказать о наблюдаемой стабилизации финансового рынка которая усиливается благодаря кластеризации. Можно утверждать, что кластер-гарант безопасности инвестиций. Тем не менее, каждая организация, входящая в кластер, или собирающаяся в него войти должна разработать персональный инвестиционный алгоритм, поскольку  желание инвестирования, к счастью сейчас  так же как и рынок «заходит во все уголки предприятия».  Банки, обслуживающие кластеры должны быть тьютерами для организаций, осваивающих новые инвестиционные модели. Роль государства и крупнейших налогоплательщиков — создание эндаумент-фондов, которые позволят не только организации, но и региону жить в ближайшем будущем без государственных «помочей». Для многих перспективных, но пока убыточных отраслей даже входящих в кластер необходимо государственное партнерство в целях повышения конкурентоспособности и накопления капиталов, которое возможно ускорить благодаря планомерной ценовой политике. Мезонинное и форвардное инвестирование, инновационно-продуктовый интегратор получают все большее развитие, поскольку расширяют круг инвестиционных инноваций и поэтому должны контролироваться кредитными организациями.

Библиографический список

1. Arrow, K. (2013). The nature and importance of innovation. Journal of technology and society winter. Princeton University Press: 91.
2.Dudin M.N., Frolova Е.Е., Gryzunova N.V., Shuvalova E.B.
THE DEMING CYCLE (PDCA) CONCEPT AS AN EFFICIENT TOOL FOR CONTINUOUS QUALITY IMPROVEMENT IN THE AGRIBUSINESS//
Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 1. С. 239-246.
3.Report on the results of operation of specific economic zones for 2015 and for the period from the beginning of the operation of specific economic zones [Electronic source]. — Access mode: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930 (Accessed date: 17.10.16).
4.Вишняков Я.Д., Волостнов Б.И., Киселева С.П., Поляков В.В. Совершенствование механизма стимулирования инновационного развития в области рационального природопользования и экологической безопасно-сти\Проблемы машиностроения и автоматизации. 2013. № 2. С. 3-9.
5.Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Универсальный подход к пониманию образования инновационных систем в информационном поле\Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 17. С. 118-124.
6.Годовой отчет ОЭЗ «Алабуга» за 2015 год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alabuga.ru/upload/iblock/538/1.1.-godovoy-otchet-2015.pdf (дата обращения: 17.10.16)
7.Годовые отчеты о деятельности особых экономических зон.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russez.ru/disclosure_information/oao_oez/godovie_otcheti/ (дата обращения: 17.10.16)
8. Грызунова Н.В. Налоговое планирование инвестиционной деятельности рыночных субъектов. В сборнике: Инновационная стратегия развития России в условиях глобализации мировой экономики2013. С. 264-267.
9.Грызунова Н.В. Создание ресурсосберегающих структур на базе НКО в энергетическом комплексе России// Современная наука. 2015. № 3. С. 10-17.
10.Грызунова Н.В. Управление финансами хозяйствующих субъектов: современные технологии кредитования рыночных субъектов в условиях дефицита ликвидности// Статистика и Экономика. 2014. № 6-2. С. 285-288.
11.Грызунова Н.В., Киселёва И.А.Управление денежными потоками предприятия и их оптимизация //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 7 (340). С. 119-130.
12. Дудин М.Н., Грызунова Н.В., Шувалова Е.Б. Пути оптимизации структуры финансовых ресурсов предприятия: управленческий аспект//Путеводитель предпринимателя. 2014. № 24. С. 261-272.
13.Киселева И.А. Методологические аспекты управления банковскими рисками /Финансовый менеджмент, М. – 2001. № 1. С. 13-26.
14.Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений /Аудит и финансовый анализ, № 1, М. – 2002, с.118-124.
15.Киселева И.А. Моделирование рисковых ситуаций. – Учебное пособие / Евразийский открытый институт, М., МЭСИ, 2011. 152 с.
16.Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли//Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182–185.
17. Коокуева В.В., Церцеил Ю.С.Оценка эффективности деятельности ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа// Фундамен-тальные исследования. 2016. № 11-1. С. 189-195.
18.Макейчева Д.А., Грызунова Н.В. Воздействие налоговой политики на факторы экономического роста в Российской Федерации./ В сборнике: Влияние науки на инновационное развитие Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 55-57.
19. Отчет «О проекте перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров». Министерство экономического развития РФ. Доступен по ссылке: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a5dcd004bf64bef858d9d77bb90350d/doklad_proekt.pdf?MOD=AJPERES
20.Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930 (дата обращения: 17.10.16)
21.Церцеил Ю.С., Коокуева В.В. Роль инновационных промышленных кластеров в развитии региональной экономики //Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 20. С. 2779-2796.

References

1. Arrow, K. (2013). The nature and importance of innovation. Journal of technology and society winter. Princeton University Press: 91.
2. Dudin M.N., E.E., Gryzunova N.V Frolova., Shuvalova E.B.
THE DEMING CYCLE (PDCA) CONCEPT AS AN EFFICIENT TOOL FOR CONTINUOUS QUALITY IMPROVEMENT IN THE AGRIBUSINESS//
Asian Social Science. 2015. T. 11. No. 1. Page 239-246.
3. Report on the results of operation of specific economic zones for 2015 and for the period from the beginning of the operation of specific economic zones [Electronic source]. — Access mode: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930 (Accessed date: 17.10.16).
4. Vishnyakov Ya. D., Volostnov B. I., Kiselyova S. P., Polyakov V. V. Improvement of the mechanism of stimulation of innovative development in the field of rational environmental management and ecological safety \Problem of mechanical engineering and automation. 2013. No. 2. Page 3-9.
5. Vishnyakov Ya. D., Kiselyova S. P. Universal approach to understanding of for-mation of innovative systems in an information field \the Bulletin of University (The state university of management). 2011. No. 17. Page 118-124.
6. The annual report of the Alabuga SEZ for 2015. [Electronic resource]. — Access mode: http://alabuga.ru/upload/iblock/538/1.1.-godovoy-otchet-2015.pdf (date of the address: 17.10.16)
7. Annual reports on activity of special economic zones. — [Electronic resource]. — Access mode: http://www.russez.ru/disclosure_information/oao_oez/godovie_otcheti/ (date of the address: 17.10.16)
8. Gryzunova N. V. Tax planning of investment activity market subjektov.In the collection: The innovative strategy of development for Russia in the conditions of globalization world ekonomiki2013. Page 264-267.
9. Gryzunova N. V. Creation of resource-saving structures on the basis of NPO in a power complex of Russia//Modern science. 2015. No. 3. Page 10-17.
10. Gryzunova N. V. Management of finance of economic entities: modern technologies of crediting of market subjects in the conditions of deficiency of liquidity//Statistics and Economy. 2014. No. 6-2. Page 285-288.
11. Gryzunov N. V., Kiselyov I.A.Upravleniye cash flows of the enterprise and their optimization//National interests: priorities and safety. 2016. No. 7 (340). Page 119-130.
12. Dudin M. N., Gryzunova N. V., Shuvalova E. B. Ways of optimization of structure of financial resources of the enterprise: administrative aspect//Guide of the businessman. 2014. No. 24. Page 261-272.
13. Kiselyova I. A. Methodological aspects of management of bank risks / Financial management, M. – 2001. No. 1. Page 13-26.
14. Kiselyova I. A. Modeling of assessment of risks in the course of adoption of bank decisions / Audit and the financial analysis, No. 1, M. – 2002, page 118-124.
15. Kiselyova I. A. Modeling of risk situations. – Manual / Euroasian open institute, M., MESI, 2011. 152 pages.
16. Kiselyova I. A., Tramova A. M. Risks at implementation of the innovative project in tourist branch//Audit and the financial analysis. 2012. No. 2. Page 182-185.
17. Kookuyeva V. V., Tsertseil Yu.S.Otsenka of efficiency of activity of the SEZ of industrial and production and technology development type//Basic researches. 2016. No. 11-1. Page 189-195.
18. Makeycheva D. A., Gryzunova N. V. Impact of tax policy on factors of economic growth in Russian Federatsii./In the collection: Influence of science on innovative development Collection of articles of the International scientific and practical conference. Editor-in-chief: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2016. Page 55-57.
19. The report «About the draft of the list of pilot programs of development of innovative territorial clusters». Ministry of Economic Development of the Russian Federation. It is available according to the reference: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a5dcd004bf64bef858d9d77bb90350d/doklad_proekt.pdf?MOD=AJPERES
20. The report on results of functioning of special economic zones for 2015 and from the beginning of functioning of special economic zones [An electronic resource]. — Access mode: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930 (date of the address: 17.10.16)
21. Tsertseil Yu. S., Kookuyeva V. V. Rol of innovative industrial clusters in development of regional economy//the Russian business. 2016. T. 17. No. 20. Page 2779-2796.