Нужно ли отказываться от чистописания в школах?
Рукописное письмо и клавиатура конкурируют в сфере образования. Что лучше?
Следующий учебный год для финских школьников начнётся с изучения только печатного алфавита и изучения клавиатуры. Министерство образования Финляндии считает, что навык чистописания постепенно становится бесполезным. Таким образом, основные усилия будут направляться на обучение работе с клавиатурой, поскольку этот навык важен в дальнейшем трудоустройстве. С переходом на новые правила письма, введённые в 1986 год, многие буквы стали похожи друг на друга, что усугубило обучение, поскольку ученикам стало сложнее осваивать новый алфавит. Представитель Министерства образования Финляндии Мина Харманнен аргументировала это нововведение различиями между школьной и домашней обстановкой, а также сослалась на успешный опыт США и Германии, где также наблюдается постепенный отказ от чистописания. В США чистописание присутствует только в 20% школ. Постепенный отказ от практики письма начался ещё в 2011 году. Стоит ли ожидать такого шага в России? И так ли необходим отказ от чистописания? По мнению представителей министерства образования, отказ от чистописания тесно взаимосвязан с компьютеризацией школ. Полный отказ станет возможен только когда исчезнет проблема оснащения школ оборудованием, а также повышения общего уровня компьютерной грамотности. Как показывает практика, у детей не возникает проблем с навыком печати. Однако проблема актуальна среди представителей старшего поколения, которое с трудом принимает новшества. На текущем этапе отказ от изучения рукописного письма является преждевременным. В пользу этого выступают и нейробиологи, которые отмечают, что чистописание развивает мелкую моторику и стимулирует умственное развитие. Последнее исследование профессора Индианского университета Кэрин Джеймс показывает, что дети, владеющие умением рукописного письма также, как и навыками печати, учатся лучше тех, кто умеет только печатать на клавиатуре. Это объясняется тем, что оба процесса в равной степени влияют на работу мозга. Ручное письмо учет людей творчески мыслить и распознавать буквы, в то время как при печати люди начитают мыслить более образно. Российские социологи провели опрос среди родителей относительно необходимости отказа от письма в школах. Из всех опрошенных 30% родителей выступают за отказ, считая его ненужным навыком. По мнению психологов, основная проблема отказа от рукописного письма заключается в том, что при печати дети не обращают внимания на ошибки, которые они допускают, и это снижает не только уровень грамотности, но и ответственности за свою работу, поэтому обоим предметам нужно уделять равное внимание.
|
||||||
Читайте также | ||||||
|