Национальная платежная система «Мир»: правовые аспекты информационных технологий

23 октября 18:36

The National Payment System called Mir (World): Legal Aspects of Information Technology

УДК 346.7

23.05.2017
 

Выходные сведения:
Яблокова И.В. Национальная платежная система «Мир»: правовые аспекты информационных технологий // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/tech/natsionalnaya-platezhnaya-sistema-m/

Авторы:
Илона Вадимовна Яблокова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры финансового права юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург, Российская Федерация), ilonay@list.ru

Authors:
Ilona Vadimovna Iablokova, PhD in Law, the Senior Lecturer at the Financial Law Department of the Faculty of Law National Research University Higher School of Economics in St. Petersburg, Russian Federation, ilonay@list.ru

Ключевые слова:
национальная платежная система, платежная карта «Мир», банковская карта, пластиковая карта, правовое регулирование электронных средств платежа, правовые аспекты информационных технологий

Keyword:
national payment system, payment card Mir (World), Bank card, plastic card, legal regulation of the electronic means of payment, law aspects of information technology

Аннотация: 
Данная статья посвящена правовым аспектам информационных технологий, применяемых в национальной системе платежных карт «Мир». Создание и программное конструирование независимой информационной системы для обработки операций, осуществляемых с помощью пластиковых банковских карт «Мир», потребовало применения собственных информационных разработок и независимых технологических решений, особенно в области защиты информации.

Для реализации поставленных задач в целях обеспечения независимости созданной национальной платежной системы «Мир» от международных платежных систем и поставщиков информационно-технологических решений была сформирована специальная нормативная правовая база, ставшая предметом настоящего исследования. Длительное время отсутствие единого специализированного операционного и платежного клирингового центра национального уровня, оказывающего услуги по переводам денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, а также доминирующая роль международных платежных систем на российском пространстве оказания платежных услуг, сдерживали развитие национальной платежной системы.

В ходе проведенного исследования, в том числе локальных правовых норм, созданных для реализации собственной национальной платежной системы «Мир», выявлены существенные результаты работы российских разработчиков, нацеленные на продвижение и развитие национальных платежных инструментов для достижения существенной доли в общем объеме рынка как внутрироссийских, так и трансграничных переводов денежных средств с использованием национального электронного средства платежа – платежной карты «Мир», а также перспективы структурного изменения российского рынка розничных платежных услуг, ведущие к снижению его зависимости от международных платежных систем.

Annotation: 
This article focuses on the legal aspects of information technologies used in the national system of payment cards called Mir (the World). The creation and the software design independent of the information system for processing transactions conducted using Bank plastic cards Mir (the World), demanded the implementation of their own development and independent technological solutions, particularly in the area of information security.

For realization of tasks in order to ensure the independence of the created Russian national payment system Mir (the World) from the international payment systems and providers of information technology solutions was formed a special regulatory framework, which became the subject of the present study. For a long time the lack of a single specialized operational and payment clearing center of the national level, providing services for funds transfers using payment cards and other electronic payment instruments, as well as the dominant role of the international payment systems on the Russian space for the provision of payment services, has hampered the development of the national payment system.

In the course of the study, including local legal rules established for implementation of its own national payment system, revealed significant results of work by Russian developers, aimed at the promotion and development of national payment instruments to achieve a significant share in the total volume of the market of both domestic and cross-border transfers of funds using national electronic funds payment card Mir (the World) and the prospects of structural changes of the Russian market of retail payment services, leading to less dependence on international payment systems.

Национальная платежная система «Мир»: правовые аспекты информационных технологий


[1]

Введение

Длительное время отсутствие единого специализированного операционного и платежного клирингового центра национального уровня, оказывающего услуги по переводам денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, а также доминирующая роль международных платежных систем на российском пространстве оказания платежных услуг, сдерживали развитие национальной платежной системы.

Необходимость в обеспечении эффективного, бесперебойного и доступного оказания услуг по переводу денежных средств в Российской Федерации обусловлена целями повышения доверия граждан к осуществляемым с помощью платежной системы безналичным расчетам.

Материал и методы

Условия конкуренции с существующими платежными системами и повсеместное использование международных платежных инструментов потребовало при разработке инструментов национальной платежной системы серьезного решения технически сложных и ответственных задач, особенно в области применяемых информационных технологий.

Создание национальной операционно-независимой платформы для обработки операций потребовало построения такой информационно-технологической платформы, которая обеспечивала бы независимость созданной системы от международных платежных систем и поставщиков информационно-технологических решений. Программное конструирование действительно независимой информационной системы, а также перспективы ее развития и дальнейшей эксплуатации стали возможными только благодаря применению собственных информационных разработок и независимых технологических решений, особенно в области защиты информации.

Результаты и обсуждение

Необходимость создания собственной национальной системы платежных карт отражалась в современных научных исследованиях Хоменко Е.Г. [2], Ольховским В.А., Галимовой Г.А. [3], Жуковым В.В., Конвисаровой Е.В. [4], Комаровым А.В. [5], Золотовой Е.А., Саакян А. В. [6], Спириной С.Г., Негучевым М.М. [7], Паниной Д.С. [8], Аксиненко Н.К. [9]. Особенности расчетов с применением пластиковых (банковских) карт рассматривались Коровяковским Д.Г. [10];[11], Сайфуллиным Р.Р. [12], Сизовым А.А., Куликовой М.А [13], Махониной И.Н. [14]. Международный опыт функционирования платежных систем и российская практика исследовались Солуяновым А.А. [15]. Платежную карту «Мир» как инструмент развития национальной платежной системы рассматривали Береснева А.С. [16], Носова Т.П., Ващинкина В.Д. [17], Теряева А.С., Журавлева Т.А., Харитонюк Е.С. [18]. Таким образом, перспективы развития национальной платежной системы и ее особенности, в том числе с использованием платежной карты «Мир», стали актуальной темой научных исследований в области применения современных электронных средств платежа.

         Организация операционного, процессингового и клирингового взаимодействия между участниками рынка по осуществлению ими денежных переводов потребовала применения инновационных технологий и способов для бесперебойного предоставления платежных услуг на базе созданной операционно-независимой информационной платформы.

         Приоритетное применение конкурентно способных российских информационных технологий обеспечило национальную безопасность использования инфраструктуры созданной платежной системы для осуществления на российском пространстве переводов денежных средств, в рамках которых между участниками безналичных расчетов стало возможным применение платежной карты «Мир».

Вместе с тем, платежная карта «Мир» предусматривает возможность взаимодействия с международными платежными системами и платежными системами зарубежных государств, как электронное средство платежа, прошедшее независимую аудиторскую проверку на соответствие международным стандартам безопасности, о чем свидетельствует сертификат соответствия требованиям международного стандарта безопасности данных индустрии платежных карт (Payment Card Industry Data Security Standard / PCI DSS 3/1) [19];[20];[21]. Такая возможность обеспечивается выпуском кобейджинговых карт с международными и зарубежными платежными системами.

Cертификат соответствия требованиям международного стандарта безопасности данных индустрии платежных карт выдается Советом по стандартам безопасности данных индустрии платежных карт (Payment Card Industry Security Standards Council, LLC) [22], который был организован в формате открытого глобального сообщества в 2006 году в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, учрежденного в штате Делавэр, США, пятью платежными системами American Express, Discover Financial Services, JCB International, MasterCard и Visa Inc. для разработки, совершенствования, хранения и распространения стандартов безопасности данных, а также обучения в этой сфере, К числу разрабатываемых данной организацией стандартов относятся: Стандарт безопасности данных (DSS), Стандарт безопасности платежных приложений (PA-DSS), Требования к устройствам ввода PIN-кода (PED). Платежные системы American Express, Discover Financial Services, JCB International, MasterCard и Visa Inc. в равной мере принимают участие в управлении Советом по стандартам безопасности индустрии платежных карт, делают одинаковый вклад в него и разделяют ответственность за работу организации. Другие заинтересованные представители отрасли могут присоединиться к вышеуказанному Совету и принять участие в работе по внедрению предлагаемых дополнений или изменений текста стандартов. Членами Совета по стандартам безопасности данных индустрии платежных карт могут стать организации в любой стране мира, которые являются участниками системы обработки платежей, в том числе: торгово-сервисные организации, процессинговые компании, поставщики POS-систем и финансовые учреждения [23].

         Заключение партнерских соглашений с платежными системами зарубежных государств по взаимному обслуживанию платежной карты «Мир» становится приоритетным направлением международной политики России, в особенности со странами – участницами Евразийского экономического союза и других межгосударственных объединений с участием Российской Федерации.

         Предоставление услуг по обработке операций, осуществляемых с использованием платежной карты «Мир», в том числе с использованием кобейджинговых карт, включая маршрутизацию сообщений, проведение авторизации операций, платежный клиринг, взаимодействие с расчетным центром, содействие урегулированию спорных ситуаций, подготовка отчетности, опосредует взаимодействие инфраструктуры участников национальной платежной системы и Банка России.

         Современные платежные услуги, осуществляемые с помощью платежной карты «Мир», предполагают применение бесконтактных и мобильных технологий осуществления перевода денежных средств. Такие переводы необходимо осуществлять в условиях операционной независимости и технологической безопасности, которую обеспечивает для платежной карты «Мир» собственная информационная технологическая платформа по шифрованию данных при проведении платежа бесконтактным способом (платформа токенизации).

         Эффективное функционирование системы противодействия мошенничеству при проведении безналичных операций в сети Интернет с использованием платежной карты «Мир» обеспечивает высокотехнологичный программно-аппаратный комплекс для осуществления переводов денежных средств, созданный российскими разработчиками с использованием собственной технологии MirAccept [24], которая позволяет пройти полноценную 3D Secure аутентификацию, представляющую из себя технологию аутентификации владельца пластиковой карты при проведении удаленных платежей через Интернет. В отличие от ранее использовавшихся подходов проверка личности осуществляется в режиме on-line [25].

         Современные способы аутентификации пользователей национальной платежной системы «Мир» реализованы, в том числе, в обязательных элементах платежной карты «Мир». На лицевой стороне платежной карты «Мир» обязательно наличие: логотипа платежной системы «Мир»; логотипа или названия банка, выпустившего карту; наименование продукта; чипа (микропроцессора); голограммы «Мир»; ультрафиолетового элемента; номера карты; первых шести цифр банковского идентификационного номера (БИН); имени держателя карты; срока действия карты. На оборотной стороне платежной карты «Мир» обязательно наличие: магнитной полосы; панели для подписи держателя карты; проверочный параметр карты 2 (ППК 2); информации об эмитенте – контакты, телефон службы поддержки [24].

         Широкое применение платежной карты «Мир» на территории Российской Федерации стимулирует зарплатный проект бюджетной сферы.

         Правовые аспекты информационных технологий, примененных в национальной платежной системе «Мир», зиждутся на сформированной специально для реализации поставленных задач нормативно-правовой базе.

         5 мая 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [26]. Среди прочих изменений примечательны следующие: «используемые операторами услуг платежной инфраструктуры информационные технологии соответствуют устанавливаемым Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации требованиям. Указанные требования должны включать в том числе использование в установленной доле программных средств, разработчиками которых являются российские организации, требования к лицензионным соглашениям, требования к материальным носителям платежных карт, включая их интегральные микросхемы, а также к обеспечению защиты информации» (четвертый абзац пункта седьмого статьи первой вышеуказанного закона).

         Также пунктом девятым статьи первой вышеназванного закона Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 52, ст. 6968) [27] был дополнен главой 4.1. «Национальная система платежных карт». В соответствии с пунктом шестым статьи 30.2 вышеуказанной главы оператор национальной системы платежных карт (далее – НСПК) обязан определить стратегию развития НСПК, правила НСПК, тарифную политику НСПК и иные документы, определенные уставом оператора НСПК, при этом Банк России вправе установить требования к правилам НСПК.

         Стратегия развития национальной системы платежных карт (далее – стратегия) [30] была рассмотрена Национальным финансовым советом Банка России (протокол № 4 от 30.09.2014), одобрена Советом участников и пользователей НСПК (протокол № 2 от 22.01.2015), утверждена решением Наблюдательного совета Акционерного общества «Национальная система платежных карт» (далее — АО «НСПК») от 06.02.2015 (протокол № 7 от 09.02.2015).

         В качестве направления реализации стратегии в рамках решения задачи построения операционно-независимой платформы для обработки операций, осуществляемых с использованием международных платежных карт и национальных платежных инструментов на территории Российской Федерации, были установлены в качестве мероприятий, необходимых для соблюдения установленных Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации требований в отношении информационных технологий, применяемых в рамках национально значимых платежных систем, в том числе по использованию в установленной доле программных средств, разработчиками которых являются российские организации, требований к лицензионным соглашениям, требований к материальным носителям платежных карт, включая их интегральные микросхемы, а также к обеспечению защиты информации (пп. «д» п. 9 стратегии).

         Правила платежной системы «Мир» (МИР.05.141.0-20.00.00 Версия 1.1.) (далее – правила) [31] утверждены решением Наблюдательного совета АО «НСПК» (протокол № 21 от 21.12.2016). В соответствии с пп. 1.2.1. указанных правил оператором платежной системы «Мир» является Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»). Согласно пп. 1.2.2. правил функции операционного центра и платежного клирингового центра в национальной системе платежных карт выполняет АО «НСПК». На основании п. 2 ст. 30.6 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и пп. 1.2.2. правил расчетным центром национальной платежной системы «Мир» является Банк России. Функции центрального платежного клирингового контрагента также выполняет Банк России в соответствии с договором, заключенным с АО «НСПК».

         Обращаясь к правовому регулированию применяемых информационных технологий, необходимо отметить, что данными правилами как локальным правовым актом зафиксирован обязательный критерий для лица, намеревающегося стать системным участником НСПК «Мир»: размещение на микропроцессорах платежных карт собственного платежного приложения или платежного приложения, право пользования которым осуществляется на основании договора, заключенного с правообладателем данного платежного приложения (ч. 3 п. 6.1. правил).

         Проведение необходимого комплекса мероприятий по настройке базовой/начальной конфигурации участника НСПК «Мир» в аппаратно-программном комплексе операционного центра также обязательно для деятельности участника по эмиссии и эквайрингу платежных карт «Мир».

Оператор присваивает участнику индивидуальный код, позволяющий определить каждого участника и вид его участия в системе.

Также эмитент, помимо прочих обязанностей, должен обеспечивать круглосуточную авторизацию операций с использованием платежных карт эмитента, в том числе используя резервную авторизацию; информировать оператора с использованием информационного сервиса НСПК «Мир» о плановой приостановке более чем на один час своего аппаратно-программного комплекса за пять рабочих дней до приостановки; обеспечивать определенный в НСПК «Мир» уровень готовности своего аппаратно-программного комплекса; иметь в своем штате квалифицированный персонал, который будет непосредственно отвечать за все аспекты безопасности платежных карт «Мир»; а также соответствовать требованиям стандартов безопасности PCI DSS [28, 29].

Для стимулирования поддержания надлежащего уровня готовности аппаратно-программного комплекса предусмотрена ответственность эмитента.

Согласно п. 7.5. правил уровень готовности аппаратно-программного комплекса эмитента, а также устройств и оборудования, используемого для обслуживания платежных карт «Мир», определяется ежемесячно на основе определения ежемесячного количества on-line операций по оплате товаров (работ, услуг) в торгово-сервисном предприятии (ТСП) или получению наличных в банкомате с кодами ответа 91 – «система получателя сообщения недоступна» и 96 – «системная ошибка», деленное на общее количество указанных типов операций, проведенных с использованием платежных карт эмитента за отчетный месяц. Предельно допустимая доля операций с указанными кодами ответа не должна быть более трех процентов в течение двух последовательно идущих месяцев. В случае превышения указанного показателя, к эмитенту применяется в качестве меры ответственности штраф: за первый случай – до ста тысяч рублей; за второй случай за двенадцать месяцев с первого случая – до двухсот тысяч рублей; за третий и каждый последующий случай за двенадцать месяцев с первого случая – до пятисот тысяч рублей. При этом, необходимо отметить, что требования по уровню готовности не применяются в течение первых четырех месяцев с даты проведения первой операции с использованием платежной карты эмитента или до достижения пяти тысяч указанных типов операций за месяц.

Вышеуказанные обязанности эмитента сохраняются и для эквайрера, которые помимо прочих, дополняются следующими обязанностями в области информационных технологий: обеспечивать маршрутизацию в операционный центр авторизационных запросов по операциям, совершаемым держателями карт других участников в сети устройств эквайрера, в соответствии с представляемой операционным центром таблицей банковских идентификационных номеров; не позднее следующего рабочего дня с даты предоставления операционным центром обновлений таблицы банковских идентификационных номеров вносить изменения в параметры маршрутизации авторизационных запросов по операциям, совершаемым с использованием карт участников в сети устройств эквайрера; при подключении торгово-сервисного предприятия к обслуживанию карт осуществлять назначение кода категории предприятия торговли (работ, услуг) (MCC — Merchant Category Code) строго в соответствии с классификацией деятельности таких предприятий и обеспечить, чтобы данный код указывался в запросах авторизации и клиринговых сообщениях. Перечень кодов категории торгово-сервисных предприятий приведен в стандартах НСПК «Мир».

Также как и у эмитента, у эквайрера предусмотрена ответственность за ненадлежащий уровень готовности аппаратно-программного комплекса.

Согласно п. 8.5. правил уровень готовности аппаратно-программного комплекса эквайрера, а также устройств и оборудования, используемого для обслуживания платежных карт «Мир», определяется ежемесячно на основе определения количества on-line операций выдачи наличных в банкомате и оплаты товаров (работ, услуг) с кодами ответа 13 – «неверная сумма» и 30 – «ошибка формата», деленное на общее количество указанных типов операций, проведенных в сети устройств эквайрера за отчетный месяц. Предельно допустимая доля операций с указанными кодами ответов не должна быть более трех процентов в течение двух последовательно идущих календарных месяцев. В случае превышения указанного показателя к эквайреру применяется в качестве меры ответственности штраф в тех же градациях, что и для эмитента: за первый случай – до ста тысяч рублей; за второй случай за двенадцать месяцев с первого случая – до двухсот тысяч рублей; за третий и каждый последующий случай за двенадцать месяцев с первого случая – до пятисот тысяч рублей. И также как и для эмитента, необходимо отметить, что требования по уровню готовности не применяются в течение первых четырех месяцев с момента проведения первой операции в сети устройств эквайрера или до достижения пяти тысяч указанных типов операций за месяц.

Меры ответственности, предусмотренные для участников, в том числе, направлены на обеспечение бесперебойности функционирования национальной системы платежных карт «Мир». Уровень бесперебойности оказания операционных услуг операционным центром является общим показателем доступности системы и определяется соотношением общей продолжительности интервалов времени, в течение которых отсутствовала возможность доступа участников к услугам операционного центра ко времени доступности операционного центра и ранжируется в соответствии с п. 18.7. правил от стандартного показателя (более 0,9995) к разрешенному (от 0,9995 до 0,999) и критическому (менее 0,999). При этом под «стандартным режимом» понимается бесперебойное функционирование системы в штатном режиме, при котором ни один из показателей не превышает пороговых значений; под «разрешенным режимом» — функционирование системы с нарушениями, влияющими на бесперебойность функционирования системы, но не приводящими к нарушению ее функционирования; а под «критическим» — функционирование системы с нарушениями, влияющими на бесперебойность функционирования, и приводящими к невозможности оказания услуг системы.

Необходимо отметить, что действия по возврату работы системы в стандартный или разрешенный режим функционирования осуществляются круглосуточно. При этом уровень бесперебойности оказания услуг платежным клиринговым центром определяется как время от получения платежным клиринговым центром клиринговых файлов до передачи соответствующих клиринговых позиций в расчетный центр. Данный показатель характеризует способность платежного клирингового центра бесперебойно проводить процедуру платежного клиринга и поддерживать техническую взаимосвязь с расчетным центром, соблюдая время осуществления платежного клиринга в стандартном режиме – менее 25 часов, в разрешенном – от 25 до 27 часов, в критическом режиме – более 27 часов. Данный показатель для расчетного центра определяется как время отклонения от временного регламента работы расчетного центра – не более чем 24 часа для разового нарушения.

Критериями надлежащего функционирования системы национальных платежных карт «Мир» является соблюдение показателей бесперебойности функционирования системы и способность восстанавливать надлежащее функционирование платежной системы в случае его нарушения. В соответствии с п. 18.7. правил надлежащее функционирование платежной системы «Мир» должно быть восстановлено в течение 24 (двадцати четырех) часов, в том числе в случае приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры, при этом длительность восстановления осуществления операций в случае их приостановления (прекращения) не должна превышать 2 (двух) часов.

Для участников национальной системы платежных карт «Мир», помимо ответственности, установленной действующим законодательством Российской Федерации, предусмотрена правилами специальная ответственность в виде штрафов, которые рассматриваются правилами как меры воздействия для предотвращения нарушений в системе, а именно: за первое нарушение любого положения правил и стандартов НСПК – штраф в размере тридцати тысяч рублей; за второе нарушение аналогичного положения правил и стандартов НСПК в течение 12 месяцев со дня первого нарушения – штраф в размере ста тысяч рублей; за третье нарушение того же положения в течение 12 месяцев со дня первого нарушения – двести тысяч рублей; за четвертое и последующие нарушения аналогичного положения в течение года – пятьсот тысяч рублей. Определение меры воздействия признается безусловным и единоличным правом оператора — Акционерного общества «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»).

При возникновении спорных ситуаций между оператором, операционным центром, платежным клиринговым центром, расчетным центром и участниками НСПК «Мир» на основании п. 21 правил споры разрешаются в порядке досудебного урегулирования споров в соответствии с порядком разрешения диспутов, предусмотренным приложением 6 к правилам. В случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение в арбитражный суд по месту нахождения ответчика, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением споров, в которых одной из сторон является оператор или операционный центр или платежный клиринговый центр. В случае участия в споре кого-либо из указанных лиц, спор передается на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. Результаты рассмотрения судебными органами споров между участниками и (или) операторами услуг платежной инфраструктуры в письменной форме доводятся до сведения оператора стороной, обратившейся в суд с исковым заявлением, в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения судебного органа.

Выводы 

При исследовании правовых аспектов информационных технологий, в том числе локальных правовых норм, созданных для реализации собственной национальной платежной системы «Мир», выявлены существенные результаты титанической работы российских разработчиков, нацеленные на продвижение и развитие национальных платежных инструментов для достижения существенной доли в общем объеме рынка как внутрироссийских, так и трансграничных переводов денежных средств с использованием национального электронного средства платежа – платежной карты «Мир». Перспективы структурного изменения российского рынка розничных платежных услуг, ведущие к снижению его зависимости от международных платежных систем, становятся вполне достижимы благодаря эффективному развитию достигнутых результатов информационно-технологической и организационной работы национальной системы платежных карт «Мир».

Библиографический список

1.URL: http://news.mironline.ru/media/ — 14.05.2017.
2.Хоменко Е.Г. Национальная система платежных карт и ее значение для национальной платежной системы России // Актуальные проблемы российского права. 2016. №5 (66). С.63-71.
3.Ольховский В.А., Галимова Г.А. Современное формирование национальной системы платежных карт в России // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15273 (дата обращения: 29.04.2017).
4.Жукова В.В., Конвисарова Е.В. Проблемы и перспективы развития и рынка пластиковых карт в России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40327 (дата обращения: 29.04.2017).
5.Комаров А.В., Скрипникова М.В., Цыганенко Д.И. Концепции создания и развития национальной системы платежных карт // Инновационная наука. 2015. №11-1. С. 94-98.
6.Золотова Е.А., Саакян А.В. Национальная платежная система РФ // Символ науки. 2016. №1-1. С. 109-113.
7.Спирина С.Г., Нагучев М.М. Перспективы финансовой кооперации использования национальной платежной системы Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 10 (244). С. 50-59.
8.Панина Д.С. Роль государства в становлении и развитии платежной карточной индустрии. Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №14 (175). С. 315-318.
9.Аксиненко Н.К. Роль национальной платежной системы в обеспечении финансовой безопасности государства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. №2. Т.7 [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/155EVN215.pdf (дата обращения: 29.04.2017).
10.Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование операций с пластиковыми (банковскими) картами в Российской Федерации и за рубежом // Финансы и кредит. 2007. № 45 (285). С.45-50.
11.Коровяковский Д.Г. Особенности расчетов пластиковыми (банковскими) картами как способ исполнения обязательств. Финансы и кредит. № 46 (286) – 2007. С. 53-62.
12.Сайфуллин Р.Р. О необходимости совершенствования законодательства о расчетах с использованием банковских карт // Банковское право. 2006. № 2. С. 6-8.
13.Сизов А.А., Куликова М.А. От бумажных бланков до новейших форм электронных платежей // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 3. С. 239-247.
14. Махонина И.Н. Законодательное обеспечение применения пластиковых карт при безналичных расчетах в учетно-операционной деятельности банков // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №10 (114). С. 89-95.
15.Солуянов А.А. Международный опыт функционирования платежных систем и российская практика: автореферат дис. … канд. экон. наук. М., 2008. 22 с.
16.Береснева А.С. Карта «Мир» как инструмент развития национальной платежной системы РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68953 (дата обращения: 29.04.2017).
17.Носова Т.П., Ващинкина В.Д. Карта Мир, как национальная платежная система Российской Федерации // Экономика и социум. 2016. № 12-2 (31). С. 497-501.
18.Теряева А.С., Журавлева Т.А., Харитонюк Е.С. Национальная платежная система России: предпосылки возникновения и текущее состояние // Дискуссия. 2016. №2 (65). С. 54-60.
19.URL: — 28.04.2017
20.URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/document_library – 01.05.2017.
21.URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/pci-dss-supporting-docs-v31.php — 01.05.2017.
22.URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/about.php – 01.05.2017.
23. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/join.php — 01.05.2017.
24. URL: http://mironline.ru/business/ — 01.05.2017.
25. URL: https://worldcarding.su/topic/31328-opisanie-protokola-3-d-secure/ — 02.05.2017.
26. Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru — 05.05.2017.
27.Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2017) (первоначальный текст документа опубликован в издании «Российская газета», № 139, 30.06.2011).
28. Ганин Д. В. Обзор решений для разработки корпоративной системы связи // Вестник НГИЭИ. 2015. № 10 (53). С. 11–21.
29. Шамин Е. А., Генералов И. Г., Завиваев Н. С., Черемухин А. Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99–107
30.URL:http://npc.ru/media/files/NSPK/Prochiedoki/fb851b7d61df6bdfa5c2e2b214dc0fec.pdf — 02.05.2017.
31. URL: — 02.05.2017.

References

1.URL: http://news.mironline.ru/media/ — 14.05.2017.
2.Khomenko E.G. The National System of Payment Cards and its Importance to The National Payment System in Russia. — Actual Problems of Russian Law. 2016. No 5 (66). Pp. 63-71.
3.Olkhovsky V.A., Galimova G.A. Modern Forming of National system of payment cards in Russia. — Modern Problems of Science and Education. 2014. No.6 [Electronic resource]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15273 (date accessed: 29.04.2017).
4.Zhukova V.V., Konvisarova E.V. Problems Prospects of Development of Plastic Cards Market in Russia. — Modern scientific researches and innovations. 2014. No 11. P. 2 [Electronic journal]. URL: http://web.snauka.ru/en/issues/2014/11/40327 (date accessed: 29.04.2017).
5.Komarov A.V., Skripnikova M.V., Tsyganenko D.I. The Concept of Creation and Development of National System of Payment Cards. — Innovative science. 2015. No 11-1. Pp. 94-98.
6.Zolotova E.A., Saakyan A.V. The National Payment System of RF. — Science Symbol. 2016. No 1-1. Pp. 109-113.
7.Spirina S.G., Naguchev M.M. The Prospects of Financial Cooperation in the use of National Payment System of Russian Federation. — Financial Analytics: problems and solutions. 2015. No 10 (244). Pp. 50-59.
8.Panina D.S. The Role of the State in the Formation and Development of the Payment Card Industry. — Vestnik Orenburg’s State University. 2014. No. 14 (175). Pp. 315-318.
9.Aksinenko N.K. The Role of the National Payment System to Ensure the Financial Security of the State. — Naukovedenie. 2015. No. 2. Vol. 7 [Electronic resource]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/155EVN215.pdf (date accessed: 29.04.2017).
10.Korovyakovskii D.G. The Legal Regulation of Operations with Plastic (Bank) Cards in the Russian Federation and abroad. — Finance and Credit. 2007. No. 45 (285). Pp. 45-50.
11. Korovyakovskii D.G. The Peculiarities of Payments by Plastic (Bank) Cards as a Way of Performance. — Finance and Credit. 2007. No. 46 (286). Pp. 53-62.
12. Saifullin R.R. On the Necessity of Improving the legislation on the Payments using Bank Card. — Banking Law. 2006. No. 2. Pp. 6-8.
13. Sizov A.A., Kulikova M.A. From Paper Forms up to the Newest Forms of Electronic Payments. — The Scientific Journal ITMO. Series: Economy and Ecological management. 2015. No. 3. Pp. 239-247.
14. Makhonina I.N. The Legislative Support for the use of Plastic Cards for Cashless Payments in the Accounting and Operating Activities of Banks — Vestnik Tambovsk’s State University. Series: Humanitarian Sciences. 2012. No. 10 (114). Pp. 89-95.
15. Soluyanov A.A. The International Experience of Functioning of Payment Systems and the Russian Practice: the Author’s abstract dis. kand. ekonom. sciences. -M., 2008. 22 p.
16. Beresneva A.S. Сard «Mir» as a tool for the Development of the National Payment System of Russia. — Modern Scientific Researches and Innovations. 2016. No 6 [Electronic journal]. URL: http://web.snauka.ru/en/issues/2016/06/68953 (date accessed: 29.04.2017).
17. Nosova T.P., Vashinkina V.D. Card Mir as the National Payment System of Russian Federation. Economy and Society. 2016. No. 12-2 (31). Pp. 497-501.
18.Teryaev A.S., Zhuravleva T.A., Charytoniuk E.S. The National Payment System in Russia: Prerequisites of Emergence and Current Status. — Discussion. 2016. No. 2 (65). Pp.54-60.
19. URL: — 28.04.2017
20. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/document_library – 01.05.2017.
21. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/pci-dss-supporting-docs-v31.php — 01.05.2017.
22. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/about.php – 01.05.2017.
23. URL: https://ru.pcisecuritystandards.org/minisite/en/join.php — 01.05.2017.
24. URL: http://mironline.ru/business/ — 01.05.2017.
25. URL: https://worldcarding.su/topic/31328-opisanie-protokola-3-d-secure/ — 02.05.2017.
26.Federal Law dated 05.05.2014 № 112-FZ «On amendments to the Federal Law «About National Payment System» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation». — The Official Internet Portal of Legal information [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru — 05.05.2017.
27.Federal Law dated 27.06.2011 № 161-FZ (ed. from 01.05.2017) «On the National Payment System» (Rev. and EXT., joined. in force 05.05.2017) — The original text was published in «Rossiyskaya Gazeta», № 139, 30.06.2011.
28. Ganin D. V. Obzor reshenij dlja razrabotki korporativnoj sistemy svjazi. Vestnik NGIJeI. 2015. No 10 (53). P. 11–21.
29. Shamin E. A., Generalov I. G., Zavivaev N. S., Cheremuhin A. D. Sushhnost’ informatizacii, ee celi, sub#ekty i ob#ekty.Vestnik NGIJeI. 2015. No 11 (54). P. 99–107
30.URL:http://npc.ru/media/files/NSPK/Prochiedoki/fb851b7d61df6bdfa5c2e2b214dc0fec.pdf — 02.05.2017.
31. URL: — 02.05.2017.