Потенциал сотрудничества России и Республики Корея в сфере новых технологий: экономические перспективы и риски
Potential for cooperation between Russia and the Republic of Korea in the sphere of new technologies: economic prospects and risksУДК 339.94 + 004.94 11.05.2018 Выходные сведения: Авторы: 1 кандидат политических наук, доцент кафедры экономики, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Российская Федерация, е-mail: grivanov@inbox.ru 2 студент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Российская Федерация, e-mail: dubovickaya.sv@gmail.com 3 экономист ООО «Владмедицина.ру», г. Владивосток, Российская Федерация, e-mail: mosolova12@gmail.com Authors: 1 сandidate of Political Science, Associate Professor of the Department of Economics, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russian Federation, е-mail: grivanov@inbox.ru 2 student, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russian Federation, e-mail: dubovickaya.sv@gmail.com 3 econosmist, «Vladmedicina.ru», Vladivostok, Russian Federation, e-mail: mosolova12@gmail.com ) Ключевые слова: Keyword: Аннотация: Annotation:
Введение На сегодняшний день страны Северо-Восточной Азии (далее СВА) – один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. СВА – часть Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которой включает Южную Корею и Северную Корею, Северо-Восточный Китай, Японию, Дальний Восток России, а также Монголию. На данный момент ВВП СВА составляет около 20,6 % мирового ВВП (50 лет назад эта цифра составляла только 4 %) [1]. В последнее десятилетие наблюдается ощутимое увеличение масштабов и укрепление экономического сотрудничества России и стран СВА. Происходит ежегодный рост внешнеторгового взаимного оборота между странами СВА и России: за последний десяток лет он увеличился в девять раз. Также в два раза увеличилось количество стран СВА, участвующих во внешней торговле России [2].
Материалы и методы В качестве материалов для написания статьи были использованы научные статьи, посвящённые данной теме, официальная статистика, материалы СМИ. Использованные методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, анализ статистики, изучение СМИ, анализ и синтез, системный подход.
Результаты и обсуждения Правительство Российской Федерации проявляет повышенный интерес к развитию экономических связей со странами СВА, прежде всего, стараясь активно подключить экономический потенциал Дальнего Востока к развитию хозяйственных связей с наиболее перспективно развивающейся частью мирового хозяйства. Национальные рынки многих стран СВА демонстрируют положительную динамику и быстрый экономический рост, что, в свою очередь, предоставляет благоприятные потенциальные возможности для расширения масштабов российского экспорта [3]. В виду этого интенсификация экономических связей Дальневосточного региона со странами СВА открывает для России новые возможности органичного включения в интеграционные процессы региона, модернизации структуры производства и экспорта, а также может привести к становлению России влиятельным игроком на мировом рынке [4]. Так, в мае 2012 г. президентом В.В. Путиным была обнародована Новая Восточная политика, которая подразумевает развитие Владивостока и всего Дальнего Востока России. Одной из наиболее важных задач Новой Восточной политики является расширение географии присутствия России на рынках стран Северо-Восточной Азии в таких сферах, как энергетика, авиация космоса, а также военно-промышленный комплекс. [5]. Для того, чтобы увеличить свое присутствие в энергетическом секторе АТР, Россия прилагает все большие усилия для укрепления своих позиций на мировом энергетическом рынке. К сожалению, большим сдерживающим фактором экономического развития региона на сегодняшний день являются введенные в 2014 году и действующие по настоящее время санкции. Эти ограничения оказывают негативное влияние не только на экономическую ситуацию Дальнего Востока России, но и в целом затормаживают экономическое развитие России. Полноценное развитие Дальневосточного региона станет возможным только после решения вопроса антироссийских санкций [6]. В рамках реализации Новой Восточной политики наиболее яркими примерами могут послужить такие события, как проведенный в 2012 г. во Владивостоке саммит стран АТЭС, начало работы Восточного Экономического Форума в 2015 г., создание новых институтов развития (территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), свободного порта Владивосток). Очень важным фактором является то, что в рамках новых институтов развития предусмотрены различные административные и экономические льготы, наличие которых должно повлечь за собой улучшение инвестиционного климата, социально- экономическое развитие региона, а также создание развитой современной инфраструктуры [7]. Данные шаги способствуют постепенной и уверенной интеграции Дальнего Востока, а как следствие и всей России, в СВА. Среди факторов воздействия внешнеэкономических связей со странами СВА на экономическое развитие Дальневосточного региона можно выделить ряд наиболее значимых: 1) регион занимает выгодное экономико-географическое положение и позволяет выполнять не только транзитные функции во внешней торговле страны, но и успешно выдерживать конкуренцию благодаря более низким транспортным затратам с экспортерами других регионов страны; 2) опыт, приобретаемый населением, предприятиями и властями в результате сотрудничества с соответствующими структурами Китая, Японии, Республики Корея и КНДР; 3) богатство Дальнего Востока ресурсами и наличие производств, позволяющие удовлетворить потребности сопредельных стран: — в продовольствии (морепродукты, в основном рыба); — в сырье (углеводороды, цветные и благородные металлы, древесина, уголь, необработанные алмазы и др.); — в продуктах переработки сырья (электроэнергия, нефтепродукты, драгоценные камни и изделия из них, черные металлы, продукция лесопереработки); — в машиностроении (военная техника и вооружение, гражданские суда и самолеты, инструменты, машины и оборудование для горной металлургии и нефтедобычи) и др.; 4) возможность использования Дальнего Востока в качестве канала проникновения иностранного капитала на развивающийся российский рынок; 5) благоприятная экономическая среда региона для более масштабного привлечения инвестиций, использования инноваций и иностранного менеджмента [8]. В настоящее время регион СВА условно разделен на две части: с одной стороны, «большая тройка» (Япония, Китай, Республика Корея), а с другой стороны, «периферия» – российский Дальний Восток, Монголия и КНДР [9]. Наиболее интенсивное расширение торгово-экономических связей в субрегионе СВА происходит в рамках «большой тройки», в то время как Россия занимает лишь 1 % в товарообороте этих стран. Страны СВА – главные партнеры во внешней торговле Дальнего Востока России. Так, например, в 2013 г. во внешней торговле Дальневосточного Федерального Округа, как и прежде, приоритетные позиции сохраняли рынки стран «большой тройки» СВА, совокупная доля которых во внешнеторговом обороте составила 79,3 % (в 2012 г. – 78,6 %). Основным торговым партнером Дальнего Востока России остается КНР, увеличив свой удельный вес во внешнеторговом обороте региона с 27,2% до 28,1 % по сравнению с 2012 годом. Доля экспорта в КНР составила 19,6 % (20 %), импорта – 47,2 % (45,5 %) [10]. Вторым по значимости торговым партнером Дальнего Востока России выступает Япония, которая в 2013 г. укрепила позиции за счет увеличения своего удельного веса во внешнеторговом обороте региона с 23,1% до 27 % по сравнению с 2012 годом. Доля экспорта в Японию составила 32,7 % (28,5 %), импорта – 14,2 % (9,3 %). Также, значительный вклад во внешнеторговый оборот региона вносит Республика Корея. В 2013 году доля экспорта в Республику Корея составила 29,6 % (32,3 %), импорта – 12,1 % (18,2 %) [11]. Рассмотрим подробнее реализация потенциала международного сотрудничества России и Республики Корея. В последние годы наблюдается активный рост сотрудничества между этими двум странами в первую очередь в таких сферах, как: судостроение, энергетика, аэрокосмосмическая область и сфера инноваций. По данным предоставленным Федеральной таможенной службой РФ к концу 2016 года товарооборот между Россией и Республикой Корея достиг отметки в 15,160 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт — 10,027 миллиарда долларов и импорт – 5,113 миллиарда долларов. Российский экспорт в денежном выражении составил две третьи совокупного товарооборота, а на импорт пришлась только одна треть. Это обусловлено тем фактором, что российский экспорт в Корею носит преимущественно сырьевой характер, в основном это сырая нефть и нефтепродукты. Они занимают 22,6% от общего объема экспорта. Это в целом характерная для России экспортная особенность, ведь подавляющий объем общего мирового российского экспорта приходиться именно на сырую нефть и нефтепродукты [12]. Возвращаясь к российскому экспорту в Корею можно отметить, что второе место по экспортным статьям занимают легкие дистилляты (21,2%), битуминозный уголь (16,7%), сжиженный природный газ (6,8%) и антрацит (3,3%). Все эти товары также относятся к сырьевой продукции. Помимо промышленного сырья структуру российского экспорта в Республику Корея формируют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – а именно рыба (минтай) (2,4%), кукуруза (2,3%) и морепродукты (крабы) (1,6%). Российский импорт из Республики Корея состоит в первую очередь из машин, оборудования и транспортных средств (27,4%) – в основном легковые автомобили (18,2%), автозапчасти (8,1%), продукция машиностроительных отраслей (4,3%) – а именно большей частью оборудование для прессования (1,5%). Сальдо торгового баланса России с Республикой Корея в 2016 году было положительным, его размер составил 4, 9 миллиарда долларов США. По сравнению с 2015 годом этот показатель уменьшился на 45,02% (4, 023 миллиарда долларов США), но сальдо осталось положительным. Корея уверенно входит в 10 самых важных для России стран по таким статьям как доля в товарообороте, в экспорте и импорте. Поэтому поддержание и развитие экономических отношений с Республикой Корея является приоритетным направлением для России [12]. По данным экспортно-импортного банка Республики Корея (Korea EximВank), объем накопленных прямых иностранных инвестиций Южной Кореи в экономике России составил 2,47 миллиарда долларов. По данным Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Корея (Ministry of Trade, Industry and Energy, MOTIE), объем накопленных российских прямых инвестиций в экономике Южной Кореи составил 196,26 миллиона долларов [13]. Из этого можно сделать вывод, что Россия является актуальным и интересным направлением для корейских инвесторов. Инвестирование происходит в разных сферах, начиная от крупных государственных проектов, заканчивая частными инвестициями в молодые, развивающиеся компании. Режим Свободного Порта и создание особых экономических зон заметно повышают инвестиционную привлекательность России для корейских инвесторов, в частности Дальневосточного региона [14]. Также благоприятным фактором для сотрудничества между странами является их географическая близость – страны имеют общую сухопутную и морскую границу Корейские инвесторы проявляют большой интерес к молодым дальневосточным компаниям, которые занимаются производством конкурентно-способной экспортной продукции. Например, судостроительная компания «Композитное Кораблестроение», которая является резидентом Свободного Порта, в конце 2016 года подписала контракт с корейскими инвесторами о долгосрочном сотрудничестве. Удачным примером сотрудничества в сфере судостроения является строительство русских танкеров на корейской верфи Daewoo с целью дальнейшего использования танкеров для поставок газа в Республику Корею через Северный морской путь. Республика Корея проявляет интерес к дальнейшему развитию сотрудничеству с Россией в аэрокосмической сфере. В частности, в 2013 году первый южнокорейский космонавт совершил полет в космос на российской ракете. Российские ученные активно учувствовали в строительстве корейского космического центра «Наро» и создании южнокорейского ракетного комплекса КРК) с ракетой-носителем легкого класса KSLV-1. Все эти проекты закончились успешно и в данное время происходит дальнейшая реализация новых проектов в аэрокосмической сфере. Южная Корея проявляет большой интерес к российскому космическому опыту, технологиям и человеческому капиталу, в частности к российским ученым и инженерам [15]. Обе страны активно взаимодействуют в сфере развития современных технологий. В 2011 г. в рамках Петербургского международного экономического форума РОСНАНО, Корейский институт развития технологий (KIAT), международная инвестиционная компания 360ip и Samho Green Investment Venture Capital (SGIVC) объявили о создании Азиатского нанотехнологического фонда. [16] Общая капитализация фонда которого составит до 100 млн долл., из которых 50 млн долл. профинансирует «РОСНАНО Капитал», дочерняя компания РОСНАНО. Со своей стороны, KIAT инвестирует 20 млрд вон (около 18 млн долл.). Этот фонд финансирует разработку и реализацию проектов в сфере нанотехнологий [17]. Безусловно, на развитии международного сотрудничества положительно сказывается тот факт, что между Республикой Кореей и Россией с 13 ноября 2013 года установлен безвизовый режим. Данное соглашение было подписано в Сеуле на российско-южнокорейский саммите. В 2016 году примерно 230 тысяч российских туристов посетили Южную Корею и около 200 тысяч граждан Кореи побывали в России. Безвизовый режим облегчает экономическое и туристическое сотрудничество, так как потенциальным корейским инвесторам легче приехать к их российским партнерам и на месте обсуждать детали, также безвизовый режим благоприятствует развитию межкультурной коммуникации и туризма, в том числе медицинского. Медицинский туризм в Корею в последние годы становиться все доступнее и популярнее [13]. По мнению южнокорейских партнеров, основными препятствиями к сотрудничеству являются российская бюрократия и неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры, но сейчас государством уже ведется активная работа по совершенствованию этих областей [18]. Обе стороны договорились о содействии в транспортно-логистической сфере. Например, на данный момент ведется активная работа по соединению запланированной внутри-корейской железнодорожной сети, с последующим соединением с Транссибирской магистралью. Россия выразила интерес по оказанию транзитных услуг по переправке южнокорейских товаров в Европу (в данный момент в основной массе перевозятся морем) с помощью соединения железнодорожных сетей обеих стран. Развитие сборочных производств корейских грузовых и легковых автомобилей в Приморском крае позволит решить в том числе и экологическую проблему загрязнения выхлопными газами, которая весьма велика из-за повсеместного массового использования устаревшей техники [19]. Среди наиболее успешных совместных частных проектов, реализованных с корейским капиталом – создание в Санкт-Петербурге автозавода «Хёндэ мотор», который выпускает до 200 тысяч машин в год, строительство «Лотте Групп» кондитерской фабрики в Калужской области, делового и гостиничного комплекса в Москве, открытие компаниями «Самсунг» и «ЭлДжи» масштабного производства в России бытовой электроники [20]. Резюмируя вполне возможно становится заявить, что на данный момент сотрудничество России и Республики Корея является примером удачного развития отношений со странами СВА. Обе страны заинтересованы в развитии отношений, так как перед Южной Кореей стоит задача экспансии на мировой рынок через создание новых продуктов и услуг, основанных на реализации научно-технических достижений, как своих, так и заимствованных. Поэтому кооперация с Россией, как с научно-технически развитой страной, например, в аэрокосмической области представляет для нее значительный интерес. Также Республика Корея заинтересована в России как в емком и недостаточно освоенном рынке. Ярким примером является работа Южной Кореи по привлечению медицинских туристов из России и реализации совместных проектов по подготовке и повышению квалификации медицинских работников. Выводы Для России Республика Корея представляет интерес в первую очередь как страна высоких технологий, так как в некоторых сферах технологическое развитие России отстает от передовых стран и для нас весьма привлекательна возможность заимствования инновационных разработок. Южная Корея интересна для России и с точки зрения привлечения инвестиций в российскую экономику, особенно на Дальнем Востоке. В реализации этого направления активно помогают такие проекты как свободный порт Владивосток и ТОСЭР, которые значительно повышают инвестиционную привлекательность региона. Библиографический список 1. Демидов А.М. Страны Юго-Восточной Азии / А.М. Демидов, М.В. Кротова // Страны Азиатско — Тихоокеанского региона: история, культура, внешняя политика. Учебное пособие. 2016. С. 176- 189. References 1. Demidov A.M. Strany Jugo-Vostochnoj Azii. A.M. Demidov, M.V. Krotova. Strany Aziatsko — Tihookeanskogo regiona: istorija, kul’tura, vneshnjaja politika. Uchebnoe posobie. 2016. P. 176- 189. |