Базовые элементы методологии формирования технологической инфраструктуры организации процессов распределённой обработки информации в сфере образования

13 декабря 23:43

The basic elements of methodology of formation of the technological infrastructure of the organization processes of a distributed information processing in the field of education

УДК 378.1

15.09.2015
 

Выходные сведения:
Cтарых В.А. Базовые элементы методологии формирования технологической инфраструктуры организации процессов распределённой обработки информации в сфере образования // ИТпортал, 2015. №3 (7). URL: http://itportal.ru/science/tech/bazovye-elementy-metodologii-formir/

Авторы:
В.А. Cтарых (РГУИТП)

Authors:
V.A. taryh (RGUITP)

Ключевые слова:
формирование технологической инфрастуктуры, обработка информации, информационные системы, процесс преобразования данных, технология

Keyword:
formation of the technological infrastructure, information processing, information systems, process data conversion, technology

Аннотация: 
Задача обеспечения заданного уровня реализации технологий обработки информации, как потенциального свойства данных, и коренного улучшения на этой основе процессов информатизации вообще, стоящая перед отраслями народного хозяйства, вызывает необходимость анализа путей повышения эффективности созданных и создаваемых информационных систем.

Annotation: 
The task of providing a given level of implementation of information processing technologies as a potential data properties, and radical improvement of the processes of Informatization in General, facing sectors of the economy, cause the necessity of analysis of ways to improve the efficiency created and developed information systems.

Базовые элементы методологии формирования технологической инфраструктуры организации процессов распределённой обработки информации в сфере образования

Задача обеспечения заданного уровня реализации технологий обработки информации, как потенциального свойства данных, и коренного улучшения на этой основе процессов информатизации вообще, стоящая перед отраслями народного хозяйства, вызывает необходимость анализа путей повышения эффективности созданных и создаваемых информационных систем [1]. 

Речь идет, по существу, о технологическом перевооружении такой важной отрасли человеческой деятельности,  как образование, которая в значительной мере определяет темпы научно-технического прогресса вообще [2, 3]. И, естественно, рассматривая проблему в целом, следует учитывать взаимосвязи всех составных частей процессов обработки информации – инструментарий, технологию и организацию работ. 

Такой системный анализ необходим, тем более что новая парадигма обработки информации неминуемо приводит к перестройке технологии и организации труда и, наоборот, новые знания и возможности решения возникающих проблем приводят к появлению новых технологий и новых средств их реализации [4]. Большинство работ в области обработки информации направлены в настоящее время на создание и совершенствование инструментария для процессов преобразования данных, при отсутствии единого концептуального базиса в построении технологических основ распределённой обработки информации.

Во взаимосвязи инструментария, технологии и организации работ первое место занимает технология, которая, являясь результатом фундаментальных исследований и новых знаний, дает возможность сформулировать более точные требования к средствам ее реализации, оказывает определяющее влияние на организацию работ, что в конечном итоге приводит к новому качеству процессного представления предметной области [5, 6]. 

Для сферы образования это означает, что технологическая парадигма обеспечения традиционного обучения трансформируется в  парадигму обеспечения обучения нового типа, основанного на информационном технологическом базисе. Тогда, безусловно, организация технологических процессов обработки информации для сферы образования определяет индустриальный характер таких технологий, то есть определяет необходимость переноса индустриальных методов в технологии информатизации сферы образования. 

Именно смена технологий играет ключевую роль в получении новых результатов. Речь идет не только об информационных технологиях (хотя их роль чрезвычайно важна), но в целом о технологиях коллективной и индивидуальной работы со знаниями, представляющими собой краткое обобщённое описание основного содержания информации, представленной в данных, организованных в совокупности как информационные ресурсы (ИР), предполагающими сетевую природу их производства, распределённую природу хранения, сетецентрическую природу управления, виртуальное единство посредством предоставления свободного доступа и массовый характер их использования [7].

Для реализации индустриального характера таких технологий необходима новая методология формирования технологической инфраструктуры организации процессов распределённой обработки информации в сфере образования, представляющая  следующие базовые концептуальные элементы.

1. Решение проблемы систематизации ИР, для которой разработана система классификационных схем на основе базового набора классификаций, характеризующих ИР для сферы образования и играющих особую роль при обработке и требующая использования метаданных в качестве интегрирующего слоя, как системообразующего фактора формирования технологической инфраструктуры управления обработкой ИР [8, 9, 12].

2. Основы методологии создания открытых информационно-образовательных сред (ИОС), предусматривающей детализацию принципов открытых систем по отношению к прикладной сфере, что выражается в построении концептуальной модели предметной области образовательных ИТ, представляющей состав, характер и взаимосвязи унифицируемых технических решений, и служащей фундаментом для разработки профилей стандартов и спецификаций ИОС. 

Системообразующая роль ИОС для распределённой обработки информации требует реализации ее открытости, что связано с унификацией используемых в ней технических решений и формированием соответствующего нормативно-технического обеспечения. 

Результаты отбора, гармонизации и адаптации технических решений для разрабатываемой ИОС фиксируются в профиле стандартов и спецификаций. Разработан метод формирования профилей стандартов и спецификаций ИОС, ориентированного на уровень национальной системы образования. 

Такой профиль выступает в качестве концептуальной навигационной схемы по предметной области ИОС, определяя пространство согласованных технических решений, базирующихся на международных стандартах и открытых спецификациях ведущих профессиональных консорциумов, адаптированных к российскому образованию.

3. Новая схема взаимодействия ИОС, определённая как интероперабельность на уровне метаданных, обусловливаемая наличием метаданных, базирующихся на стандартных открытых моделях. Обеспечение подобной совместимости основано на унификации структуры метаданных, интерпретации ее компонентов и способов их представления [10, 11]. 

Концептуальный уровень применения метаданных подчеркивает важность обеспечения их интероперабельности, для чего разработан единый набор открытых спецификаций, для российской образовательной системы, охватывающих различные виды ИР и вариантов использования метаданных, совместимых с международными стандартами и спецификациями. 

Библиографический список

1. Егорова М.С. Формирование и развитие инновационной среды в современных условиях // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 1 (20). С. 10.

2. Есина О.И. Развитие технологической инфраструктуры и человеческого капитала как факторов стимулирования инновационного развития регионов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 1-1. С. 162-167.

3. Цветков В.Я. Системный анализ при обработке информации // Saarbrucken, 2014.

4. Шилова Н.В. Проблемы освоения инноваций в АПК и пути их решения // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2015. №2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/problemy-osvoeniya-innovatsiy-v-apk/

5. Иванченко Ю.А. Анализ методов управления дискретными динамическими системами // Естественно-гуманитарные исследования. 2014. № 2 (4). С. 6-12.

6. Хлынов С.А. Организационно-техническое обеспечение принятия управленческих решений в посреднической организации: направления совершенствования // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 4 (120). С. 113-118.

7. Башкаев Д.В., Жирова О.В. Интернет-брендинг // ИТпортал, 2015. №1 (5). URL: http://itportal.ru/science/tech/internet-brending/

8. Павлов А.И. Информационные ресурсы в образовании// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5-1. С. 74-77.

9. Информационные ресурсы и системы в экономике, науке и образовании // сборник статей IV Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.Г. Гридиной, В.Б. Моисеева. 2014. 

10. Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Роль университетов в развитии малого инновационного бизнеса // Иннов: электронный научный журнал, 2013. № 4 (17). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa/

11. Шестакова Е.Ф., Абрамова А.С. Эпоха интернета // ИТпортал, 2015. №2 (6). URL: http://itportal.ru/science/tech/epokha-interneta/

12. Ганин Е.В. Разработка математического и программного обеспечения для комплексов интеллектуального управления системами освещения зданий и помещений // Иннов: электронный научный журнал, 2015. №1 (22). URL: http://www.innov.ru/science/tech/reyting-mobilnykh-operatorov-nizhegorodskoy-oblasti-po-populyarno/

References

1. Egorova M.S. Formirovanie i razvitie innovacionnoj sredy v sovremennyh uslovijah // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 1 (20). P. 10.

2. Esina O.I. Razvitie tehnologicheskoj infrastruktury i chelovecheskogo kapitala kak faktorov stimulirovanija innovacionnogo razvitija regionov // Izvestija Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. 2014. № 1-1. P. 162-167.

3. Cvetkov V.Ja. Sistemnyj analiz pri obrabotke informacii // Saarbrucken, 2014.

4. Shilova N.V. Problemy osvoenija innovacij v APK i puti ih reshenija // Ajekonomika: jekonomika i sel’skoe hozjajstvo, 2015. №2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/problemy-osvoeniya-innovatsiy-v-apk/

5. Ivanchenko Ju.A. Analiz metodov upravlenija diskretnymi dinamicheskimi sistemami // Estestvenno-gumanitarnye issledovanija. 2014. № 2 (4). P. 6-12.

6. Hlynov S.A. Organizacionno-tehnicheskoe obespechenie prinjatija upravlencheskih reshenij v posrednicheskoj organizacii: napravlenija sovershenstvovanija // Jekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014. № 4 (120). P. 113-118.

7. Bashkaev D.V., Zhirova O.V. Internet-brending // ITportal, 2015. №1 (5). URL: http://itportal.ru/science/tech/internet-brending/

8. Pavlov A.I. Informacionnye resursy v obrazovanii// Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental’nogo obrazovanija. 2014. № 5-1. P. 74-77.

9. Informacionnye resursy i sistemy v jekonomike, nauke i obrazovanii // sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod red. E.G. Gridinoj, V.B. Moiseeva. 2014. 

10. Zajcev A.N., Harlamova N.S. Rol’ universitetov v razvitii malogo innovacionnogo biznesa // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. № 4 (17). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa/

11. Shestakova E.F., Abramova A.S. Jepoha interneta // ITportal, 2015. №2 (6). URL: http://itportal.ru/science/tech/epokha-interneta/

12. Ganin E.V. Razrabotka matematicheskogo i programmnogo obespechenija dlja kompleksov intellektual’nogo upravlenija sistemami osveshhenija zdanij i pomeshhenij // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2015. №1 (22). URL: http://www.innov.ru/science/tech/reyting-mobilnykh-operatorov-nizhegorodskoy-oblasti-po-populyarno/