Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников ВУЗа

23 октября 22:15

Student government as a means of formation and development of competences of graduates of the University

УДК 378.183

26.09.2014
 

Выходные сведения:
Анашкин Ю.И. Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников ВУЗа // ИТпортал, 2014. №3 (3). URL: http://itportal.ru/science/economy/studencheskoe-samoupravlenie-kak-sr/

Авторы:
Ю.И. Анашкин (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
Y.I. Anashkin (NSTU n. a. R. E. Alekseev)

Ключевые слова:
студенческое самоуправление, развитие компетенций, ВУЗ, самостоятельная деятельность, взаимодействие с внешней средой

Keyword:
student government, development of competences, College, independent activity, interaction with the external environment

Аннотация: 
Термин«студенческое самоуправление» не совсем точно отражает его содержание и, тем самым, очень часто вызывает неадекватную интерпретацию самого этого понятия.

Annotation: 
The term «student government» does not accurately reflect its content and thereby very often causes inadequate interpretation of the notion itself.

Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников ВУЗа

Термин «студенческое самоуправление» не совсем точно отражает его содержание и, тем самым, очень часто вызывает неадекватную интерпретацию самого этого понятия. Поэтому студенческое самоуправление толкуют в буквальном смысле как полную свободу действий студентов в принятии решений и их реализации, «самостоятельную, и под свою ответственность деятельность по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта и отдыха».

Вуз объединяет и студентов, и преподавателей, и администрацию в единый коллектив. Как открытая система современный вуз характеризуется сложностью состава и структуры, большим количеством взаимосвязанных составляющих их подсистем и элементов, возможных их состояний в каждый момент времени, тесным взаимодействием с внешней средой, имеет свои цели и систему управления [1]. И если студенческое самоуправление направлено на решение задачи повышения уровня подготовки выпускников, развития их компетенций, то, естественно, его деятельность должна осуществляться в рамках этой системы, совместно с администрацией, преподавателями, и направлена на достижение целей вуза [2].

Несмотря на огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии молодёжи, предоставление современному студенчеству роли субъекта управления высшим учебным заведением в традиционном понимании, на взгляд автора, не представляется возможным в силу целого ряда объективных и субъективных причин. Среди них можно отметить значительную социальную инертность обучающейся молодежи, отсутствие должной ответственности за качество своего обучения, недостаточный уровень навыков и управленческой компетенции студентов, нежелание руководителей делится властью со студентами, сложность решаемых задач, страх сделать ошибку, неуверенность в своих силах, недостаток информации и опыта для правильного принятия решения и т. д. [3]

Мы разделяем мнение ряда авторов (Г.А. Бобылёва, Ю.Е Петруня, В.В. Петухов, Т.А. Строкова, Е.Л. Черников), что студенческое самоуправление не будет эффективным в условиях полной автономии, без помощи и сотрудничества с преподавателями, администрацией. Самостоятельность, активность студенты должны проявлять при решении конкретных задач, стоящих перед вузом.

Новая общественная ситуация и жизненные ориентиры, демократизация высшей школы, современные подходы к управлению закономерно выдвигают совершенно иной взгляд на роль и положение студентов в НГТУ, предполагают их самое широкое участие в управлении учебным заведением. Нельзя подготовиться к жизни в условиях демократии, рыночной экономики в рамках авторитарного учебно-воспитательного процесса, в значительной мере способствующего закреплению конформизма и приспособленчества [4, 5]. Жизнь руководителей, преподавателей, и студентов должна разворачиваться в пространстве, воплощающем ценности демократического общества.

Студентов не следует рассматривать только в качестве объектов педагогических воздействий, в ответ на которые они должны вести себя строго определенным образом. Так как неизбежным следствием такой их пассивной роли в вузе является соответствующая реакция, неверие в возможность что-либо изменить, чувство бесполезности проявления своих творческих способностей, инициативы.

Студенты университета – прежде всего субъекты управления, деятельности, активные участники в решение вопросов учебы, быта и отдыха. Они также вправе рассчитывать и на то, что их специфические запросы и интересы, связанные с подготовкой будущих специалистов, тоже будут иметь адекватные формы реализации [6].

На взгляд автора, студенческое самоуправление – это сложное социально-педагогическое явление, которое представляет собой особую форму целенаправленной деятельности студенческих советов, актива, студентов, ориентированную на совместную с администрацией, профессорско-преподавательским составом работу по подготовке высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности будущего выпускника – гражданина и патриота России, способной и готовой к высококачественной профессиональной деятельности.

Студенческое самоуправление даёт реальную возможность студентам НГТУ участвовать в различных видах деятельности, в ходе которой формируются взгляды, убеждения, ценностные ориентации, основа морального облика будущего специалиста, вырабатываются умения, навыки управленческой, организаторской и воспитательной работы [7].

Его роль в системе совместной работы по подготовке специалистов [8], обладающих необходимыми компетенциями, заключается в активном, дифференцированном по степени и формам участии органов студенческого самоуправления и студентов в организации учебно-воспитательного процесса и решении вопросов жизнедеятельности университета, затрагивающих их интересы. Разработка продуманной системы этого реального участия и составляет содержание студенческого самоуправления.

Библиографический список

1. Баженова Н.Г., Кузьмина Н.Г., Смачная О.Ю. Студенческое самоуправление в академии // Форум студенческого актива / Биробиджан, 2012.

2. Гребенюк Е.Н. Студенческое самоуправление как механизм подготовки кадрового потенциала современной России // В сборнике: Синергетика в общественных и естественных науках: Девятые Курдюмовские чтения материалы Международной междисциплинарной научной конференции с элементами научной школы для молодежи. Ответственный редактор Лапина Г. П.. 2013. С. 311-313.

3. Малашенко Е.С. Студенческое самоуправление как фактор формирования социальной компетенции студентов ВУЗа // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 206-209.

4. Абросимов Д.В., Астоянц М.С., Брайко Д.Н., Магранов А.С., Марченко Т.А., Мосиенко О.С., Нор-Аревян О.А., Филоненко В.И. Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста // Под общей редакцией В. И. Филоненко. Научный редактор И. А. Гуськов Компьютерная верстка Л.С.Шутько Дизайнер обложки А.Л.Зубов. Ростов-на-Дону, 2014.

5. Инновационный потенциал молодежи в развитии России // Министерство образования и науки РФ, Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Фонд первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; редколлегия: Д. В. Бугров, А. П. Багирова, К. М. Ольховиков, Д. В. Трынов. 2012.

6. Алексеева Н.Л., Греб А.В. Перспективное планирование деятельности профсоюзной организации в рамках стратегии вуза // Нефтегазовое дело. 2013. № 11-1. С. 10-13.

7. Зуляр Р.Ю. Высшая школа как инструмент политической социализации современного студенчества // Научный редактор: Ю. А. Зуляр ; рецензенты: В. Н. Казарин, В. В. Черных. Иркутск, 2014.

8. Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Роль университетов в развитии малого инновационного бизнеса // Иннов: электронный научный журнал, 2013. № 4 (17). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa/

References

1. Bazhenova N.G., Kuz’mina N.G., Smachnaja O.Ju. Studencheskoe samoupravlenie v akademii Forum studencheskogo aktiva / Birobidzhan, 2012.

2. Grebenjuk E.N. Studencheskoe samoupravlenie kak mehanizm podgotovki kadrovogo potenciala sovremennoj Rossii V sbornike: Sinergetika v obshhestvennyh i estestvennyh naukah: Devjatye Kurdjumovskie chtenija materialy Mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii s jelementami nauchnoj shkoly dlja molodezhi. Otvetstvennyj redaktor Lapina G. P.. 2013. P. 311-313.

3. Malashenko E.P. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor formirovanija social’noj kompetencii studentov VUZa V sbornike: SOVREMENNAJa NAUKA: TEORETIChESKIJ I PRAKTIChESKIJ VZGLJaD Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. P. 206-209.

4. Abrosimov D.V., Astojanc M.P., Brajko D.N., Magranov A.P., Marchenko T.A., Mosienko O.P., Nor-Arevjan O.A., Filonenko V.I. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor podgotovki sovremennogo specialista Pod obshhej redakciej V. I. Filonenko. Nauchnyj redaktor I. A. Gus’kov Komp’juternaja verstka L.P.Shut’ko Dizajner oblozhki A.L.Zubov. Rostov-na-Donu, 2014.

5. Innovacionnyj potencial molodezhi v razvitii Rossii Ministerstvo obrazovanija i nauki RF, Ministerstvo fizicheskoj kul’tury, sporta i molodezhnoj politiki Sverdlovskoj oblasti, Fond pervogo Prezidenta Rossii B. N. El’cina, Ural’skij federal’nyj universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B. N. El’cina; redkollegija: D. V. Bugrov, A. P. Bagirova, K. M. Ol’hovikov, D. V. Trynov. 2012.

6. Alekseeva N.L., Greb A.V. Perspektivnoe planirovanie dejatel’nosti profsojuznoj organizacii v ramkah strategii vuza Neftegazovoe delo. 2013. No 11-1. P. 10-13.

7. Zuljar R.Ju. Vysshaja shkola kak instrument politicheskoj socializacii sovremennogo studenchestva Nauchnyj redaktor: Ju. A. Zuljar ; recenzenty: V. N. Kazarin, V. V. Chernyh. Irkutsk, 2014.

8. Zajcev A.N., Harlamova N.P. Rol’ universitetov v razvitii malogo innovacionnogo biznesa Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. No 4 (17). URL: http: www.innov.ru/science/economy/rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa/