Проблемы финансирования науки

Problems of financing of science


УДК 001.38

30.01.2015
 

Выходные сведения:
Баринова А.В. Проблемы финансирования науки // ИТпортал, 2015. №1 (5). URL: http://itportal.ru/science/economy/problemy-finansirovaniya-nauki/

Авторы:
А.В. Баринова (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
A. V. Barinova (NNSTU n. a. R. E. Alekseev)

Ключевые слова:
финансирование науки, фундаментальная и прикладная наука, исследования, грантовая система, финансовые средства

Keyword:
the funding of science, fundamental and applied science, research, grants, funding

Аннотация: 
В настоящее время было бы правильно сделать ставку на поддержку лидеров конкурентоспособных научных и образовательных центров, создание и развитие которых может в некоторой степени помочь не только в преодолении кризиса, но и сделать экономику более рациональной и инновационной.

Annotation: 
Currently it would be right to make a bid to support the leaders of competitive research and educational centers, creation and development can to some extent help not only in overcoming the crisis, but also to make the economy more rational and innovative.

Проблемы финансирования науки


В 2010 году на фундаментальную и прикладную науку правительство выделяет 1 трлн 100 млрд руб. (это 10% бюджета). Такие денежные средства требуют очень четкого и грамотного использования. Помимо непосредственного финансирования научных проектов 1,1 трлн рублей пойдет на фундаментальную и прикладную науку, высшее образование, высокотехнологичную медицинскую помощь, развитие авиации, космические программы и атомную энергетику и прочие инновационные проекты [1]. В России около четырех тысяч научных организаций и шесть государственных академий наук. Однако огромное количество научных учреждений не позволяет пока достичь соответствующего уровня развития научно исследовательской и инновационной сфер.

В настоящее время было бы правильно сделать ставку на поддержку лидеров конкурентоспособных научных и образовательных центров, создание и развитие которых может в некоторой степени помочь не только в преодолении кризиса, но и сделать экономику более рациональной и инновационной [2].

Предыдущие годы показали, что весь экономический рост опирался на мировую конъюнктуру и рост цен на энергоносители. Причем очень важно, что в вопросе развития науки есть консенсус между всеми социальными группами. Без инноваций и гибких форм их финансирования не получится прорывного развития. Но как же достичь развития научной отрасли?

Государству необходимо уходить от финансирования научных учреждений на основе безликих смет, старых заслуг, в которых  нет ничего, кроме громкого названия или, может быть, даже достойного прошлого. Оплачивать исследования, которые неактуальны, дублируют друг друга, а порой и просто достаются из пыльных шкафов прошлого – это неправильно, затратно, неэффективно. Вопрос о форме финансирования – это вопрос о том, что и кто финансируется.

Исторически сложились три основные формы финансирования науки:

а) финансировать можно личность – отдельного ученого. Такой подход демонстрирует доверие к ученому, оставляя выбор проблем и методов исследования на его усмотрение. Определенный контроль со стороны научного сообщества за деятельностью исследователя, конечно, предполагается, но не в явной форме. Элементы этой системы сохраняются в настоящее время в Европе и Северной Америке;

б) другой тип финансирования – финансирование научной организации. Наиболее последовательно этот подход был реализован в СССР. Кризис советской науки после нескольких десятилетий расцвета продемонстрировал довольно простую истину социологии: социальные иерархии при отсутствии демократического контроля подвержены быстрой коррупции (обычно этот процесс занимает одно-два поколения);

в) третий основной способ финансирования науки – это финансирование научных проектов через грантовую систему.

Этот способ является в настоящее время доминирующим в Европе и США. Его преимущества: возможность контроля эффективности научных исследований, понимаемой как степень удовлетворения социальных потребностей общества в научном знании [4, 5]. В России схема распределения финансовых средств между учеными в принципе схожа с тем, что есть сейчас в западных странах: государственная или частная организация предоставляет грант, получатель которого определяется на конкурсной основе [6]. Деньги получает коллектив, который сумел показать (в том числе за счет своих прошлых публикаций), что его задача наиболее интересна и перспективна в рамках развития того направления, на которое выделены деньги. Победить должна та научная группа, чей опыт работы больше, а обоснование будущей работы лучше.

Различия между Россией,  Западом и Востоком (учитывая Корею, Китай и Японию) проявляются в том, что зарубежные университеты часто оказываются более сильными в научном отношении, чем даже специализированные институты, напрямую не занятые учебной работой [7, 9, 10]. К примеру, одним из лидеров в области компьютерных технологий является Стэнфордский университет, много качественных научных работ сделано в стенах Гарварда (США) или Кембриджа (Великобритания). Это не означает, что чисто научных центров за рубежом нет (наглядные примеры – CERN, NASA, общество Макса Планка в Германии), но в целом можно отметить, что зарубежная наука в большей степени привязана именно к университетам и корпорациям.

 


Библиографический список


1. Слепнева Т.А. Направления и формы финансирования научно-инновационной деятельности в РФ // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 5 (19). С. 207-210.

2. Пипия Л.К. Социальные и гуманитарные науки в современной Hоссии в зеркале статистики // Обсерватория культуры. 2011. № 3. С. 13-23.

3. Рыбакова Л.И. Государственная научно-технологическая политика и финансирование науки (опыт 2000–2012 годов) // Наука. Инновации. Образование. 2013. № 14. С. 151-174.

4. Диденко Н.И. Проблемы финансирования науки в ЕС и в России: сходство и различие // Финансы и бизнес. 2014. № 1. С. 80-86.

5. Черноуцан Е.М. Роль науки в антикризисной политике государства (опыт Франции) // В сборнике: Отношение общества и государства к науке в условиях современных экономических кризисов: тенденции, модели, поиск путей улучшения взаимодействия Материалы международного симпозиума. 2013. С. 387-396.

6. Аракелян К.Э., Акулинин Ф.В., Зенин А.Е., Кравцова Ю.А. Проблемы развития грантовой системы в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2011. Т. 149. С. 94-100. 

7. Дежина И.Г. Оценка мер государственной политики России в области науки // ЭКО. 2012. № 2. С. 108-120.

8. Зайцев А.Н. Закон о создании хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №4 (9). URL: http://www.innov.ru/science/economy/zakon-o-sozdanii-khozyaystvennykh/

9. Старых В.А. Открытая информационно-образовательная среда национального уровня – основа ифраструктурной инвариантности // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №1 (10). URL: http://www.innov.ru/science/tech/otkrytaya-informatsionno-obrazovate/

References


1. Slepneva T.A. Napravlenija i formy finansirovanija nauchno-innovacionnoj dejatel'nosti v RF // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Novye gumanitarnye issledovanija. 2011. № 5 (19). P. 207-210.

2. Pipija L.K. Social'nye i gumanitarnye nauki v sovremennoj Hossii v zerkale statistiki // Observatorija kul'tury. 2011. № 3. P. 13-23.

3. Rybakova L.I. Gosudarstvennaja nauchno-tehnologicheskaja politika i finansirovanie nauki (opyt 2000–2012 godov) // Nauka. Innovacii. Obrazovanie. 2013. № 14. P. 151-174.

4. Didenko N.I. Problemy finansirovanija nauki v ES i v Rossii: shodstvo i razlichie // Finansy i biznes. 2014. № 1. P. 80-86.

5. Chernoucan E.M. Rol' nauki v antikrizisnoj politike gosudarstva (opyt Francii) // V sbornike: Otnoshenie obshhestva i gosudarstva k nauke v uslovijah sovremennyh jekonomicheskih krizisov: tendencii, modeli, poisk putej uluchshenija vzaimodejstvija Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma. 2013. P. 387-396.

6. Arakeljan K.Je., Akulinin F.V., Zenin A.E., Kravcova Ju.A. Problemy razvitija grantovoj sistemy v Rossii // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2011. T. 149. P. 94-100.

7. Dezhina I.G. Ocenka mer gosudarstvennoj politiki Rossii v oblasti nauki // JeKO. 2012. № 2. P. 108-120.

8. Zajcev A.N. Zakon o sozdanii hozjajstvennyh obshhestv bjudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdenijami // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2011. №4 (9). URL: http://www.innov.ru/science/economy/zakon-o-sozdanii-khozyaystvennykh/

9. Staryh V.A. Otkrytaja informacionno-obrazovatel'naja sreda nacional'nogo urovnja – osnova ifrastrukturnoj invariantnosti // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2012. №1 (10). URL: http://www.innov.ru/science/tech/otkrytaya-informatsionno-obrazovate/

© 2002-2017 электронный научный журнал «ИТпортал», публикация хороших научных статей по ИТ, 16+
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу ИА № ТУ 52-01110 от 24 февраля 2016 г.
ISSN 2414-5688


Яндекс.Метрика