Организационно-экономические аспекты функционирования инновационной фирмы

18 июля 20:47

Organizational and economic aspects of innovative firms

УДК 303.82

25.03.2014
 

Выходные сведения:
Жариков А.В., Бодрикова О.А. Организационно-экономические аспекты функционирования инновационной фирмы // ИТпортал, 2014. №1 (1). URL: http://itportal.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/

Авторы:
А.В. Жариков (доцент ННГУ), О.А. Бодрикова (ННГУ)

Authors:
A.V. Zharikov (associate Professor, UNN) O.A. Bodrikova (UNN)

Ключевые слова:
инновационная фирма, организационно-экономические аспекты функционирования, инновационный путь развития, стратегические проблемы, экономика, эффективность развития

Keyword:
innovative firm, organizational and economic aspects of the operation, an innovative way of development, strategic issues, the economy, development effectiveness

Аннотация: 
Для успешного решения стратегических проблем, стоящих перед Россией, ключевое значение имеет переход ее на инновационный путь развития, который открывает путь к модернизации российской экономики, повышению темпов и эффективности ее развития на основе интенсивного использования отечественного интеллектуального потенциала и освоения передовых технологий.

Annotation: 
To successfully address the strategic challenges facing Russia, the key is its transition to an innovative path of development, which opens the way to modernizing the Russian economy, increase the speed and efficiency of its development based on the intensive use of domestic intellectual potential and development of advanced technologies.

Организационно-экономические аспекты функционирования инновационной фирмы

Для успешного решения стратегических проблем, стоящих перед Россией, ключевое значение имеет переход ее на инновационный путь развития, который открывает путь к модернизации российской экономики, повышению темпов и эффективности ее развития на основе интенсивного использования отечественного интеллектуального потенциала и освоения передовых технологий [1].

В сферу инновационной деятельности попадают самые разнообразные процессы, происходящие на промышленном предприятии: освоение нового продукта или качественное изменение в существующем продукте, освоение новых методов производства и новых рынков сбыта, внедрение новых методов и стандартов управления, изменение структур управления, развитие новых форм кадровой работы, реализация новых источников получения финансовых ресурсов, новых методов учета и использования финансовых ресурсов, реализация новых форм взаимодействия с внешним окружением – поставщиками, потребителями, конкурентами, местными властями, государственными органами [2, 3].

Объединение всех перечисленных процессов и представляет собой инновационное развитие фирмы, что в конечном итоге приводит к формированию инновационной фирмы, под которой следует понимать организацию, имеющую связанный набор процессов, обеспечивающих генерирование новых идей и рыночных возможностей, разработку продуктов и процессов, производства и внедрения на рынок новых товаров и услуг [4]. Подобная организация способна производить инновации, эффективно обслуживая известные рынки.

Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, инновации различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействия на экономические процессы.

Необходимым условием успешного функционирования такой фирмы является высокая адаптация к внешней среде, повышение общей жизнеспособности и устойчивости организации, разнообразие новых методов, технологий, продукции и услуг, диверсификация деятельности и структур, способность создавать конкурентные преимущества и повышать конкурентоспособность, инновационный характер управления, гибкость технологий, производства, методов управления, оперативность и маневренность производственных структур, множественность форм организации, приоритет ценностей инновационного развития, творческого подхода, профессионального роста, престижа.

Любое предприятие независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности, характера выпускаемой продукции является открытой экономической системой. Предприятие имеет связь с внешней средой, реализуемую посредством взаимного обмена разнообразными ресурсами (природными ресурсами, готовой продукцией, энергией, информацией, денежными средствами). Поэтому управление предприятием в современных условиях невозможно без постоянного анализа воздействия на него факторов внешней и внутренней среды.

Внешняя среда для предприятия – это совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Соотношение факторов и переменных определяет сложность и динамику внешней среды. Если сложность и динамику объединить в соответствующее связанное множество «простой – сложный» и «статичный – динамичный», то можно выделить четыре типа внешней среды: простая статичная внешняя среда, простая динамичная внешняя среда, сложная статичная внешняя среда, сложная динамичная внешняя среда [5].

В современной обстановке, когда внешняя среда, в которой функционирует предприятие, является крайне нестабильной и сложной динамичной, необходимо создание на предприятии системы диагностики и мониторинга состояния предприятия, которая должна соответствовать следующим требованиям:

·        своевременность распознавания изменения явлений;

·        достоверность результата распознавания;

·        непрерывность процесса диагностики.

Система должна включать наблюдение за внешней обстановкой, определение  степени опасности возникающих изменений, снижение внешней стратегической уязвимости, повышение гибкости внутри фирмы, разработку подготовительных планов, разработку предварительных мер, а также планов практических мероприятий и их реализацию [6].

Система осуществляет непрерывное наблюдение – мониторинг деятельности предприятия и следит за ее основной тенденцией. Успешное функционирование инновационной фирмы зависит в наибольшей степени от того, насколько рано система диагностики и мониторинга распознала возможные изменения и какова вероятность того, что результат этой диагностики не был «ложной тревогой» [7]. Этот принцип управления называется управлением по слабым сигналам. В данном случае в качестве слабых сигналов выступают данные системы диагностики, свидетельствующие о прекращении тенденции роста, а сильными сигналами будет выявленная ситуация [8].

Изменения состояния предприятия влекут за собой корректировку действующих стратегий, – в этом проявляет себя механизм обратной связи в управлении [9]. Система диагностики и мониторинга, будучи непрерывной по времени работы, делает возможным эффективный контроль за реализацией выбранной стратегии, в задачу которой входит и оценка внутрифирменной ситуации при формулировании стратегии, и постоянный контроль при ее реализации и, в конечном счете, – оценка успешности стратегии в целом по истечении срока ее внедрения [10].

Библиографический список

1. Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Малый инновационный бизнес в современной рыночной экономике // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №4 (13). URL: http://www.innov.ru/science/economy/malyy-innovatsionnyy-biznes-v-sovremennoy-rynochnoy-ekonomike/

2. Карова Е.А. Природа инновационной фирмы // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 1 (75). С. 32-36.

3. Можаева Е.А. Формы малого инновационного предпринимательства // Научные труды SWorld. 2012. Т. 19. № 1. С. 14-15.

4. Инновационная фирма: теория и практика развития // сборник научных трудов / под редакцией В. В. Титова, В. Д. Марковой; Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. Новосибирск, 2011.

5. Савельева И.И. Система внутреннего контроля как инструмент минимизации риска на инновационном предприятии // Иннов: электронный научный журнал, 2013 №4 (13). URL:http://www.innov.ru/science/economy/sistema-vnutrennego-kontrolya-kak-i/

6. Корнилов Д.А. Формирование условий для осуществления инновационной деятельности / В.Е. Шляпникова, Д.А. Корнилов // Сборник материалов ХIII Международной молодежной научно-технической конференции «Будущее технической науки». — Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. техн. ун-т.,2014. — С.475-476. (0,05/0,025 печ.л.)

7. Парушина Н.В., Сучкова Н.А., Деминова С.В. Мониторинг системы показателей эффективности как инструмент принятия управленческих решений // Вопросы экономики и права. 2012. № 46. С. 90-94.

8. Бердников В.В., Гавель О.Ю. Мониторинг и оценка эффективности инновационной деятельности организации: проблемы и решения // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 84-98.

9. Проскура Д.В., Проскура Н.В., Мурашова Н.А., Зайцев Д.А. Становление информационного общества в условиях инновационного развития телекоммуникационных услуг // Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева – Н. Новгород, 2013. – 177 с.

10. Яшин С.Н., Корнилов Д.А., Шапкин Е.Н. Основные направления формирования стратегии инновационного развития и оценки инновационного потенциала предприятий // Финансы и кредит. 2008. № 11 (299). С. 86-92.

References

1. Zajcev A.N., Harlamova N.P. Malyj innovacionnyj biznes v sovremennoj rynochnoj jekonomike Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2012. No 4 (13). URL: http: www.innov.ru.science.economy.malyy-innovatsionnyy-biznes-v-sovremennoy-rynochnoy-ekonomike.

2. Karova E.A. Priroda innovacionnoj firmy Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. 2011. No 1 (75). P. 32-36.

3. Mozhaeva E.A. Formy malogo innovacionnogo predprinimatel’stva Nauchnye trudy SWorld. 2012. T. 19. No 1. P. 14-15.

4. Innovacionnaja firma: teorija i praktika razvitija sbornik nauchnyh trudov . pod redakciej V. V. Titova, V. D. Markovoj; Institut jekonomiki i organizacii promyshlennogo proizvodstva SO RAN. Novosibirsk, 2011.

5. Savel’eva I.I. Sistema vnutrennego kontrolja kak instrument minimizacii riska na innovacionnom predprijatii Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013 No 4 (13). URL:http: www.innov.ru.science.economy.sistema-vnutrennego-kontrolya-kak-i.

6. Kornilov D.A. Formirovanie uslovij dlja osushhestvlenija innovacionnoj dejatel’nosti . V.E. Shljapnikova, D.A. Kornilov Sbornik materialov HIII Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Budushhee tehnicheskoj nauki». — N.Novgorod: Izd-vo Nizhegorod. goP. tehn. un-t.,2014. — P.475-476. (0,05.0,025 pech.l.)

7. Parushina N.V., Suchkova N.A., Deminova P.V. Monitoring sistemy pokazatelej jeffektivnosti kak instrument prinjatija upravlencheskih reshenij Voprosy jekonomiki i prava. 2012. No 46. P. 90-94.

8. Berdnikov V.V., Gavel’ O.Ju. Monitoring i ocenka jeffektivnosti innovacionnoj dejatel’nosti organizacii: problemy i reshenija Audit i finansovyj analiz. 2014. No 5. P. 84-98.

9. Proskura D.V., Proskura N.V., Murashova N.A., Zajcev D.A. Stanovlenie informacionnogo obshhestva v uslovijah innovacionnogo razvitija telekommunikacionnyh uslug Nizhegorodskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. R.E. Alekseeva – N. Novgorod, 2013. – 177 P.

10. Jashin P.N., Kornilov D.A., Shapkin E.N. Osnovnye napravlenija formirovanija strategii innovacionnogo razvitija i ocenki innovacionnogo potenciala predprijatij Finansy i kredit. 2008. No 11 (299). P. 86-92.